В рыбокомбинате «Любань» сделали все возможное, чтобы провалить инвестиционный проект и пустить по ветру огромные деньги

Карп ставриде не товарищ

В рыбокомбинате «Любань» сделали все возможное, чтобы провалить инвестиционный проект и пустить по ветру огромные деньги


Фото Анатолия КАЛЮЖНОГО

УСТАЛИ от безрыбья — так в двух словах можно описать нынешнюю ситуацию на рыбокомбинате «Любань». 49 прудов, общей водной глади более 2 тысяч гектаров, и только 550 тонн улова за прошлый год. Да убытки в 14,9 миллиарда рублей, или 1,4 миллиона по новому исчислению. Как предприятие село в долговую яму и как «помог» обзавестись просроченной задолженностью нереализованный инвестиционный проект, разбиралась «СГ». 

ЕЩЕ три года назад на предприятии строили наполеоновские планы. В ноябре 2012 года началась реализация инвестиционного проекта по производству рыбных консервов мощностью 20 тысяч банок в смену. Прямо из пруда карп, амур, толстолобик — всего 3350 тонн — могли «нагулять» добавочную стоимость. 

Думали, сказка, а не жизнь начнется. И продавать консервы проще, и хранятся дольше, чем живой продукт. Хоть во время путины и разъезжаются ежедневно 20 комбинатовских спецмашин по городам и весям, торговля идет не так бойко, как хотелось бы. А рыбу в нагульных прудах кормят с апреля по август — чтобы она прибавила килограмм веса, надо 3,5—4 килограмма комбикорма. Потом начинается облов. Непроданный товар идет обратно в воду на зимовье, где нагулянный жирок значительно спадает, а значит, тают и деньги, потраченные на корма. Понятно, что чешуйчатое сырье выгодно сразу же переработать. 

Источниками финансирования проекта стали льготные кредиты в рамках Госпрограммы развития рыбохозяйственной деятельности. Строительство перерабатывающих цехов, кстати, планировалось в тех рыбхозах, которые производят свыше тысячи тонн прудовой рыбы, и любанский тогда соответствовал этому условию. Уже в 2015 году планировали получить первую продукцию — консервы в масле и томате.

Но быстро сказка сказывается. Кредитный договор ОАО «Рыбокомбинат «Любань» подписало с Банком развития в конце путины, в ноябре 2012 года. Тогда и открылась кредитная линия на 48,9 миллиарда рублей, из которых освоено 47 миллиардов. Банк неоднократно приостанавливал кредитование по разным причинам. Например, в 2014 году рыбокомбинат получал деньги только три с половиной месяца: с января до мая платежные документы к оплате не принимались в связи с наличием просроченной задолженности перед банком ОАО «Заболотский» (?!). В 2015-м транш пошел только с 22 июня — финансово-кредитная организация требовала дополнительно оформить поручительство третьего лица или выдать гарантию райисполкома. 

Очевидно, что перебои с финансированием тормозили строительство нового цеха. Однако производственный корпус худо-бедно возвели, и служит сейчас новое здание… складом для мертвого оборудования.


Новое оборудование в консервном цехе простаивает.
Фото Анатолия КАЛЮЖНОГО


Приобретали основные средства по производству консервов по частям — у четырех поставщиков. Причем у некоторых машин значится 1989 год выпуска. Почему так произошло? Новые специалисты, пришедшие на предприятие, а три месяца назад здесь сменилось руководство, могут только предполагать. Возможно, сыграл фактор ограниченных средств, как говорится, на безрыбье и рак рыба. Экономист, что работала с тендерной документацией, дрожащим голосом по телефону ответила мне, что очень занята, у нее  другие интервьюеры — сотрудники ОБЭП. 

Думали, что соединят разрозненные машины и транспортеры в линию — и все заработает. Но, похоже, купили кота в мешке. Сейчас состыковать части в единое целое практически невозможно, необходимо дооснащение. 

ПРОБЛЕМЫ начинаются в самом начале переработки — из ванны-накопителя рыба никак не может попасть в машину очистки чешуи — надо ставить несколько человек в резиновых сапогах и вручную перегружать сырье. Не решен технологический процесс и подачи рыбы в универсальную рыборазделочную машину. Более того, чтобы отделить хвосты и головы, а тушки помыть, требуется 16 кубометров воды в час, и без отдельного водозабора и прокладки водопровода к цеху не обойтись. Одно дело, если стоит такой агрегат на промысловых судах, плавбазах либо на береговых предприятиях, другое — в цеху, в отдалении от водных источников. 

Но самое необъяснимое, как могли приобрести оборудование, предназначенное для переработки морской рыбы? Вначале разрабатывался польский проект, и представители комбината даже ездили в соседнюю страну, смотрели тамошнюю переработку, но увидели, что линия, которую чуть было не купили у поляков, не могла справиться с семейством карповых, подходила только под ставриду да скумбрию. Но наступили-таки на те же грабли…

В «Любани» утверждают: поставщик заявлял, что оборудование приспособлено для обитателей прудов, однако в документации обнаружились расхождения с заявкой. Рыбхоз предлагал ООО «Ойлпромснаб» забрать технику назад, но фирма отказалась.


Фото Анатолия КАЛЮЖНОГО

О некомпетентном подходе к модернизации говорит и такой факт: очень низко посажены автоклавы, в результате чего тележка с банками не закатывалась в машину для их стерилизации. Благо эту недоработку исправили.

Новый директор ОАО «Рыбокомбинат «Любань» Валерий Гормаш сетует на отсутствие даже схемы размещения разрозненных машин в цеху, и потому неизвестно, как их правильно расставить и состыковать:

— Говорят, была, но поставщик почему-то забрал документы. Дело в том что три года назад приезжали представители фирмы-изготовителя НПО «Рыбтехцентр» из Калининграда и предлагали установить и смонтировать линию, но по какой-то причине согласия стороны не нашли,  и изготовитель забрал схему расстановки. Работники рыбокомбината, не имеющие необходимых навыков, разместили машины как могли. 

Недавно все же пришлось вызывать калининградцев снова. Когда они показали схему, оказалось, что половина транспортеров и конвейеров вовсе не нужны! 

Надо сказать, что рыбокомбинатом первоначально был заключен контракт с поставщиками, в котором  оговорена и наладка. Оплата произведена согласно договору в полном объеме, но непонятно, почему монтажом занимались сторонние работники, не имеющие на это лицензии. Партнеры и сейчас категорически отказываются от пусконаладки, хотя есть проектные задания, где все расписано. 

Сейчас калининградцы просят за монтаж 16 тысяч рублей, плюс за отдельную, разумеется, плату изготовление кое-каких фрагментов линий, а это еще тысяч на 50. Но назад брать оборудование не хотят, предлагая помощь в продаже на аукционе от лица рыбокомбината.

Может, в конце концов, подать на недобросовестных партнеров в экономический суд? Однако в исходе дела любанцы сомневаются. Как объяснили на предприятии, «Полесьегипроводхозом» неправильно выполнено проектное решение в части выбора оборудования, а именно нет ссылок на нормативную документацию, а только на архитектурный проект и на план расстановки оборудования. То есть все закуплено в соответствии с проектным решением, а значит, трудно предъявлять какие-то претензии. 

Выход один — найти средства на дооснащение и пусконаладку. А чтобы появились деньги, нужна реализация рыбы. Старый урожай продан, сейчас ждут очередной путины. В апреле зарыблены пруды молодняком различных возрастов — карпом сеголеткой, двухлеткой, трехлеткой — всего 180 тонн. Первоначально планировали запустить 120 тонн посадочного материала, но нашли возможность еще закупить 60 тонн, чтобы больше получить продукции. Если по бизнес-плану предусмотрено выловить 500 тонн рыбы, то на комбинате решили увеличить этот показатель в этом году хотя бы до 900 тонн. 

Однако зарыбить пруды — полдела. Молодь еще нужно вырастить, добиться полного соответствия рыбы товарным кондициям. Необходимы немалые средства и на покупку специальных комбинированных кормов, цены на которые кусаются. С финансированием помогает райисполком. Каждая планерка на предприятии начинается с вопроса о кормах. Специалисты утверждают: по внешнему виду рыба уже доросла до хорошего размерного ряда, через месяц-другой нагуляет бока еще толще.


В цеху переработки рыбы. Фото с сайта источник

Действует цех переработки, в котором рыбу солят, коптят и даже маринуют на шашлык. Его проектная мощность — 500 тонн в год. Правда, с 2013 года приказом Белводхоза задание уменьшено до 117 тонн, отметили специалисты госконтроля, проверяющие сейчас комбинат. Сегодня, чтобы загрузить его мощности, приходится завозить в качестве сырья морскую рыбу: из 346 тонн собственной переработали лишь 46 тонн.

Объявлен бой браконьерам, организовано круглосуточное дежурство. 

— Нелегальные рыбаки наносят существенный урон предприятию. Слуцкие, солигорские, бобруйские — все тут. Воюем с ними ежедневно, — еще одна проблема не дает покоя директору. — Тесно взаимодействуем с милицией. Установлены тревожные кнопки, и милиционеры приезжают в течение считаных минут. 

Говорят, когда взялись за наведение порядка и дисциплины, появилось много недовольных. Видно, привыкли многие к вольнице — как на водных просторах, так и на производстве. Чем обернулись бесконтрольность и попустительство, видно по модернизации. 

КАК известно, в этом году завершилась Госпрограмма развития рыбохозяйственной деятельности, в рамках которой выделялись немалые средства на покупку комбикормов, на ветпрепараты, на  профилактические работы — 6,7 миллиарда рублей. К сожалению, похожие проблемы, как в Любани, есть и на других направлениях. Так, до настоящего времени не созданы одни из самых значимых проектов в рамках госпрограммы — два селекционных центра под эгидой Института рыбного хозяйства, которые должны были обеспечить рыбхозы страны посадочным материалом ценных видов рыб. Данные центры планировалось ввести в эксплуатацию еще в июле 2013 года на базе селекционно-племенного участка «Изобелино» и хозрасчетного рыбоводного участка «Вилейка». Но из-за недостаточного финансирования на реконструкцию «Изобелино» (было выделено всего лишь 6,6 процента от запланированного объема) цех для разведения рыбы и получения мальков недостроен, приобретенное оборудование стоимостью 1,5 миллиарда рублей не установлено.

 КОММЕНТАРИЙ 

главного специалиста Комитета госконтроля Минской области Елены СТАРОВОЙТОВОЙ:

— Цех в ОАО «Рыбокомбинат «Любань» планировалось ввести в 2015 году и выйти на проектную мощность. На строительство производственного здания и закупку оборудования затрачено около 47 миллиардов рублей в ценах до деноминации. Однако оборудование не соответствует  конкурсным документам. Большая часть машин участка первичной обработки предназначена для морской рыбы. Деньги оказались замороженными и не дают отдачи, которая планировалась в начале реализации проекта. Нарушено законодательство о госзакупках, потому что главным требованием является согласование конкурсного задания с вышестоящей организацией — Белводхозом. Представители госконтроля документов, где бы отражалось такое согласование, не нашли.  

 В ТЕМУ 

Почти одновременно с рыбокомбинатом «Любань» возведение нового цеха по производству морепродуктов, замороженных полуфабрикатов и производственной линии по выпуску рыбных консервов с объемом инвестиций 16 миллионов долларов начало и СП «Санта Бремор» ООО.  Проектирование, строительство и монтаж оборудования заняли около года. В проекте реализованы технические новшества, позволяющие повысить эффективность производственного процесса и конкурентоспособность новых видов продуктов. Потребитель уже три года покупает консервированную рыбу в ярких, легко открывающихся баночках от этого производителя.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter