Карп или пангасиус — вот в чем вопрос

Что скрывается за низкой ценой привозной вьетнамской рыбы?

Что скрывается за низкой ценой привозной вьетнамской рыбы?

Давайте начистоту: какое филе двух пресноводных рыб вы первым положите в корзинку – пангасиуса за 12 тысяч или карпа за 17? Думаю, многие склонятся к первому варианту. Лишь некоторые из этого большинства задумаются: а что же стоит за существенной разницей в цене? Единицы посмотрят на товарную этикетку и поинтересуются, откуда «приехали» обе рыбы. И зададутся логичным вопросом о соотношении цены и качества.

Так все-таки карп или пангасиус? Дебаты об ограничении с 1 января ввоза в республику последнего не утихают по сей день. Надо было это делать или нет? Чтобы компетентно ответить на эти вопросы, мы купили в магазине филе обеих рыб и отнесли его в аккредитованные лаборатории Белгосветцентра и Института рыбного хозяйства НАН Беларуси.

Первая часть исследования заняла несколько часов. Обе герметично закрытые упаковки, предварительно взвесив, оставили размораживаться. Затем слили жидкость и положили оставшуюся часть на сверхточные весы еще раз. Что же получилось? Из 478 граммов оттаявшего филе карпа 42 грамма (или около 9 процентов) составила влага. В пангасиусе эта пропорция выглядела следующим образом: из 808 граммов глазурованного филе выход влаги составил 174 грамма (то есть 22 процента). Через пару дней специалисты озвучили «Р» и остальные показатели исследования.

— Пищевая ценность в 100 граммах филе этих рыб такова. В мясе карпа белки составили 16 граммов, жиры – 12, вес сухого вещества – 31 грамм. В мясе пангасиуса эти показатели отличаются – 13, 14 и 28 граммов соответственно, — констатирует Людмила Дударенко, старший научный сотрудник Института рыбного хозяйства. — Иными словами, мясо пангасиуса более обводнено, содержит больше жиров, но меньше белков по сравнению с карпом.

В лаборатории Белгосветцентра расставили все точки над «i»: по токсичным элементам и микробиологическим показателям мясо обеих рыб – в пределах нормы.

Ролик, размещенный на ресурсе You Tube, живописно демонстрирует, в каких условиях выращивают вьетнамского пангасиуса. Буро-желтые воды реки Меконг: в нее сливают свои отходы деревни на обоих берегах и мелкие производства, здесь же моются местные жители и домашние животные, рядом лежат кучи мусора. Неподалеку, в небольших запрудах, резвится и прибавляет в весе пангасиус… После просмотра остается не самое благоприятное впечатление о производителе и собственно методике рыбоводства. Но почему же так всполошилась общественность?

— Тревогу начали бить санитарные службы США, Италии и ряда стран Евросоюза: заметно ухудшилось качество разделки филе, в отдельных партиях и вовсе обнаружены химические элементы, несущие вред здоровью. На фоне низкой цены все эти факторы создали угрозу широким слоям населения — поставки этой рыбы ограничены. В Беларусь пангасиус и тилапию начали массово завозить в 2008—2009 годах, и так же, как в других странах, они быстро завоевали популярность за счет своей низкой цены, — рассказывает Анатолий Булыня, директор Департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода. – В прошлом году на территории республики реализовано 5,3 тысячи тонн филе импортной пресноводной рыбы, причем на 99 процентов она вьетнамского производства. Белорусский сегмент по итогам 2010-го представлен 14 тысячами тонн пресноводной рыбы. Примечательно, что 62 процента этого объема продается живым весом с машин либо реализуется в магазинных аквариумах. С продажей филе карпа и толстолобика дела обстоят куда сложнее: отечественные производители и продавцы рыбы, мягко говоря, не спешат брать их на реализацию, а взяв — выкладывать на видное, бойкое место. Белорусский продукт, как показывает наш опыт, отлеживается на самом дне холодильных витрин, ларей, и это давно превратилось в тенденцию. По итогам 2010 года 80 процентов предприятий розничной торговли, имевших возможность торговать нашей рыбой, не делали этого. Что ж, здесь все понятно: накрутить большой процент на этом не получается, поэтому и интереса нет. С привозной рыбой все по-другому, но кто ж в этом признается?

Немало вопросов к привозному филе и у ученых.

— Вьетнамские рыбоводы умудряются собирать «урожай» дважды в год. Это значит, что за 6 месяцев пангасиус вырастает там до размеров товарной навески – свыше 2 кг. Но любой специалист вам скажет: естественным путем добиться этого непросто. Для сравнения: в Беларуси на это требуется от 16—18 до 26—30 месяцев, в зависимости от оборота. Вывод очевиден: высока вероятность, что рыбу там пичкают гормонами роста и антибиотиками. Второй момент – питание. Для нормального развития пангасиуса жизненно необходима высокобелковая пища с содержанием протеина не менее 40 процентов. Цена 1 килограмма такого корма превышает 1 евро, и подобных производств во Вьетнаме нет. При этом оптовая цена пангасиуса на европейском рынке – 0,7 евро за килограмм. Получается, рыба стоит дешевле, чем корм. Чем же ее выкармливают на самом деле? – рассуждает Владимир Костоусов, директор Института рыбного хозяйства НАН Беларуси. – Третий момент – транспортировка. На рынки Европы пангасиус попадает в виде продукта глубокой заморозки. Для нормального хранения и предотвращения усыхания филе глазуруют, покрывая слоем льда. Но даже при стабильных температурах хранения (не выше -18 оС) ледяная корка сохраняется до трех месяцев. Каждый может представить, где расположена страна-производитель и сколько времени требуется для доставки продукции в европейскую часть (только по России от Владивостока необходимо перевезти филе за 8 тысяч километров). По стандарту масса глазури не должна превышать 4 процентов от общей массы рыбы, но вьетнамцы во избежание потери массы глазуруют ее в 4 слоя, искусственно увеличивая вес на треть (филе рыб белорусских производителей вырабатывают без глазурования. – Авт.). Мало того, что рыба доходит до наших магазинов на предельных сроках своего хранения, она на 20—30 процентов состоит из воды. Есть и еще одна неизвестная покупателю тонкость. Как пангасиус может храниться без вакуумной упаковки 12 месяцев, о чем сообщает на этикетке производитель? Секрет в полифосфате – химическом компоненте, который вводится в мясо рыб для удержания влаги. А теперь ответьте на вопрос: так что же за продукт в итоге попадает на наш стол?

Владимир Геннадьевич не сомневается: Вьетнам проводит агрессивную торговую политику, которую уместнее назвать демпингом. Их продукт реализуется по цене в несколько раз меньшей, чем это могут позволить себе национальные производители. Скажем, в Польше 1 кг карпа (который выращивается в местных рыбхозах и традиционно покупается поляками) стоит оптом 2 евро, кило панги – в три раза дешевле.

— Неудивительно, что за 2005—2009 годы кривая продаж вьетнамской рыбы у наших западных соседей «прыгнула» до небес. В России данный вид филе уже давно на первом месте покупательского спроса и занимает 64,5 процента рынка пресноводной рыбы. Но любой демпинг, как известно из мировой истории, всегда заканчивается одинаково: повышением цены и понижением качества продукции. Второй аспект явственно наблюдают сейчас у себя поляки: ухудшилось качество обработки филе, в него для веса добавляются обломки и обрезки, набирает обороты глазурование. То есть покупатель все больше платит за воду в герметичной упаковке. Логично, что в Польше также задумываются о «цене» поставок пангасиуса, — говорит Владимир Костоусов. – А теперь вернемся к белорусскому карпу и толстолобику. Процесс их разведения и выращивания научно обоснован, подтвержден десятилетиями исследований и полностью прозрачен. В каждом из 19 рыбхозов есть собственная лаборатория, которая делает анализ химического состава воды на всех этапах. Более того, за процессом постоянно следит служба ветнадзора. Поэтому покупатель может быть уверен: отечественная рыба живет в чистой воде и ест только качественные сбалансированные комбикорма, в которые, кроме зерновой группы (зерна, шрота, отрубей), входят минералы, витамины, ферменты, соль, мел, мясокостная мука и т.д. Никаких ГМО, антибиотиков и гормонов роста! Если вьетнамский производитель соблюдет хотя бы половину всех требований, необходимых для получения экологически чистой продукции, цена килограмма пангасиуса и тилапии сразу же станет неконкурентной на нашем рынке.

…Знатоки своего дела, рыбоводы со стажем, признаются: нет ничего полезнее, чем свежая рыба. В ней содержатся ценные аминокислоты, которые не синтезируются в организме человека. Карп, кроме того, богат цинком и надолго помогает сохранить здоровье предстательной железы, толстолобик отлично подходит для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Но живой продукт не всегда имеет возможность дойти до глубинки: где-то элементарно нет аквариумов, куда-то не ходит машина… Это лишний раз говорит о том, что отечественным рыбхозам нужно расширять ассортимент своей продукции и торговать не только живой, но и охлажденной, мороженой, а также переработанной рыбой. Все условия для этого сегодня созданы: в структуре Минсельхозпрода уже действуют 4 перерабатывающих цеха, вскоре откроются еще три. Главное теперь, чтобы качественный белорусский продукт имел возможность попасть на прилавок. И на глаза покупателю. Ведь со дна холодильного ларя веет таким холодом безразличия…

На снимке: у ученых есть вопросы к импортному филе.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter