«Кароши» — это плохо

У японского правительства много забот и хлопот. Олимпиада, знаете, надвигается — ее так хотели лет восемь назад, так ждали, так за нее боролись, так радовались, когда победили в жесткой конкурентной борьбе с другими городами, страждущими принять у себя этот праздник спорта и генератор денег, а сейчас — никому как будто не нужна. Ну, кроме спортсменов, конечно, да и у них настроение не то. На трибунах будет не слишком громко, а без болельщиков и их неистовой поддержки что за праздник? Но Токио отступать некуда — Олимпиада пройдет при любой погоде и с любыми убытками. 


Олимпиада — не единственная забота японского правительства. Да, самая сейчас заметная остальному миру (какая потеря лица, как неудобно), но далеко не единственная. Вот многолетнее снижение рождаемости — это да, это действительно проблема. Связанное с ним старение населения (подгузников для взрослых продается больше, чем подгузников для малышей) — еще какая проблема. Застойная экономика — тоже, но она застаивается так давно, что к этому как будто привыкли, в каком-то смысле смирились и даже научились жить. Для нас звучит странно, но человек, знаете, такое удивительное существо — ко всему привыкает. И к подгузникам для взрослых, и к застойной экономике, особенно когда на первый взгляд (а иногда и на второй тоже) они (и застой, и подгузники) не заметны. Я же говорю: научились жить. Но не все. 

В удивительной стране Японии все умеют работать, но не все умеют жить: местные жители научились так хорошо работать, что зачастую на жизнь ни времени, ни сил не остается. Эту привычку они возят с собой везде, куда бы судьба их ни забросила. А забрасывает она их в самые разные места. У нас вот в Большом театре тоже японцы танцуют, так мне художественный руководитель Валентин Елизарьев сказал, что если бы все работали (вернее, он сказал «пахали», хотя плуга в руках артистов я ни разу не видела — только за станок держатся) так, как японцы, мы давно жили бы при коммунизме. Но работать, как японцы — с раннего утра и пока не упадешь, могут не все. Хотя сейчас даже в Японии задумались: а оно нам надо? Тем более что строить коммунизм там не планируют, а вот проблемами старения, снижения рождаемости и застоя в экономике озабочены.


Японское правительство думало, думало и в новых экономических рекомендациях выдало: советуем сократить рабочую неделю с пяти до четырех дней. Потому что, кажется правительству, если у граждан будет больше свободного времени, это может: а) увеличить рождаемость и б) увеличить личные расходы. 

Вы ловили себя на том, что, когда читаешь романы XIX и более раннего века, иногда складывается впечатление, что все эти любовные похождения, приключения, страдания, заламывание рук, выпивание ядов и смерть на дуэли — прямое следствие того, что свободного времени у людей было слишком много? Много вы читали любовных романов про крестьян и рабочих? Родители сговорились, свадьбу сыграли, в поле родила, жатву продолжила — какой тут роман? Полы в хате вымыть бы между ужином и рассветом. Вот и в Японии понимают: дайте людям дополнительный свободный день, и они начнут влюбляться, совокупляться, а там, глядишь, продажи подгузников для малышей обгонят продажи… ну, вы поняли. Хотя, конечно, есть и другие варианты, и правительство на них тоже рассчитывает. Оно рассчитывает, что в дополнительный выходной день люди (скорее всего, конечно, женщины, они ведь тоже люди, работники, налогоплательщики и причина не только демографического роста) пойдут по магазинам, ресторанам, поедут в путешествия и будут тратить, тратить и тратить. А за счет этих трат, глядишь, и экономика оживится. Но японцев этими планами так просто не проймешь: «А за счет чего мы будем больше тратить?» — сомневаются скептики. И не просто сомневаются, а вполне аргументированно: меньше рабочих дней — меньше зарплата. Аргумент «не в деньгах счастье» принимается к сведению, но не к исполнению. А в чем тогда? 

Поколениям японцев внушали мысль, что работа — это смысл жизни и есть. Во многих компаниях и сегодня переработка 60 часов в месяц — нормально, об этом предупреждают сразу. И эти 60 часов, само собой, не оплачиваются: работать нужно так, чтобы все считали тебя незаменимым. Некоторые не справляются: в Японии есть термин «кароши», обозначающий смерть от переутомления. А если есть термин, значит, это явление, а не единичные случаи. У нас такого термина ведь нет, правда? И надеюсь, никогда не будет. Потому что мы (не все, конечно, но, мне кажется, с каждым годом все больше) понимаем, что на самом деле в этом мире существует лишь одна незаменимая вещь, и это даже не вещь — это твоя собственная жизнь. 

Японцы не умеют соблюдать баланс между жизнью и работой, и правительство, боясь остаться без трудоспособных граждан, у которых не хватает времени и сил на продолжение рода (и воспроизводство рабочей силы, добавлю с сарказмом), призывает их учиться этот баланс соблюдать. Но, возможно, придется заставлять. 

А вы на что потратили бы дополнительный выходной? 

plesk@sb.by

Фото pixabay.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter