Как учить детей обращаться с деньгами

Карманный спор

В некоторых семьях детям выдают деньги на карманные расходы, а где-то даже на государственном уровне определено, когда и сколько нужно выплачивать чадам. Так как же решать этот вопрос? данную тему мы предложили обсудить нашим экспертам.

В семье учат считать

- Знаю, что некоторые родители рублем стимулируют ребенка помогать по дому, получать высокие оценки, с отличием оканчивать четверть и так далее. Мы с женой решили, что это в корне неверный подход. Ведь со временем без рубля ребенок палец о палец не ударит. Нашему сыну восемь лет, и мы приучаем, что все вышеперечисленное — его обязанности. Ведь я же не прихожу домой и не даю жене деньги за хороший ужин. У нас общий быт, поэтому каждый должен вносить свой вклад. Но если сын помог бабушке, допустим, убрать участок возле дома, то поощряем это. Купили копилку, куда ребенок кладет деньги, заработанные за «волонтерские» дела. Но здесь важный момент, чтобы у него не возникло триггера: «Сделаю что-то полезное и пойду похвастаюсь, папа даст копейку». Тогда это уже будет не волонтерство, а полноценная плата за труд. 
Сложнее всего донести, на что стоит пустить деньги, а без чего можно обойтись. Стараюсь объяснять на простых примерах: нецелесообразно тратить 50 рублей на игрушку, которая через два дня надоест. Лучше деньги собирать, а затем вложить действительно во что-то стоящее. Понятия «номинал денег», «стоимость товара» — еще одна проблема. Обычно мы покупали ребенку в школу что-нибудь сладкое на перекус, но один раз забыли. Я дал ему три рубля: «На шоколадный батончик или булочку хватит». Сын приходит домой и говорит: «Я хотел купить сыр­ные шарики, но тетя сказала, что у меня мало налички». Я задумался, что за шарики дороже трех рублей? Выяснил. Он, скорее всего, не все монеты продавцу показал. Чтобы больше не было такой ситуации, мы завели ребенку карточку: она работает и как обычный пропуск в школу, и расплачиваться ею можно. То есть у него отдельный счет, на который по мере необходимости мы переводим некоторую сумму. Опять же это не учит его понимаю ценности денег. Но мы контролируем, что он покупает, целесообразно расходует средства или нет. 

Что касается тех детей, кому мама и папа дают большие суммы, мне вспомнился случай из детства. У нас во дворе все были из обычных рабочих семей. Родители не имели возможности давать карманные деньги. А был один мальчик, у которого отец — предприниматель. И, помню, выходит он во двор, а в кармане денег, как ползарплаты моей мамы за месяц. Недавно я его встретил: не сказать, что он реализовался в какой-либо сфере, стал успешным человеком. Возможно, здесь как раз таки с ним и сыграла злую шутку излишняя родительская любовь. 

К сожалению, у нас пока не очень развита финансовая культура. Многие говорят, что тяжело жить на зарплату. Причем это относится и к тем, кто получает 800 рублей, и к тем, кто зарабатывает больше 2000. Но научиться правильно, грамотно распоряжаться этими деньгами они не всегда могут. Сегодняшняя опасность — все можно взять в кредит. И в итоге человек приходит к тому, что не вытягивает ежемесячные выплаты. Я понял, что не умею откладывать деньги. А почему? Потому что не привили с детства. У каждой семьи своя система ведения бюджета. А правильная или неправильная она — неизвестно. Этому нигде не учат. И это проблема. Недавно мы с женой решили попробовать вести семейный бюджет по специальному приложению, где будет показана сумма наших трат. Посмотрим, что из этого выйдет. 

Игорь Завалей, член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике

Траты по плану

- Считаю, что у ребенка должна быть какая-то копейка на личные расходы, потому что так человек будет учиться финансовой грамотности, умению вести бюджет. К тому же без денег, начиная с младшего школьного возраста, ребенок не чувствует себя уверенно. Когда он видит, что одноклассники могут купить себе жвачку, газировку или еще что-то, у него могут появиться такие качества, как зависть, жадность. Итог — комплекс неполноценности. 
Например, своему сыну мы начали выдавать деньги, когда он пошел в первый класс. Стабильно по воскресеньям он получал оговоренную сумму. Мы с супругом старались не вмешиваться в его покупки, хотя не всегда они нам нравились. Расчет был такой, что сын купит в буфете булочку, сок и еще хватит на магазин. Сначала он тратил всю сумму за раз. Но больше мы ему за эту неделю денег не давали, тем самым показывали, что надо грамотно распоряжаться финансами. По мере того как он рос, сумма увеличивалась. Мы уже раз в месяц перечисляем деньги ему на карточку. Но сын знает, что самое необходимое мы ему купим. Деньги он тратит на хобби, увлечения, свои интересы. 

Иногда родители наказывают или поощряют чад деньгами. Это может привести к тому, что дети начнут врать и извиваться, чтобы получить деньги. Родителям важно не контролировать расходы жестко. Если ребенок хочет купить на свои сбережения что-то ненужное, по мнению родителей, иногда лучше согласиться с его выбором. 

Карманные деньги позволяют детям совершать ошибки. В школьном возрасте «оставить всю сумму в магазине» — это не критично, а вот во взрослой жизни, когда человек тратит всю зарплату за раз, здесь уже проблема. Поэтому дети учатся делать выбор, определяя степень важности той или иной покупки. К тому же к тем вещам, что приобретены за свои кровные, подростки относятся гораздо бережнее. 

На мой взгляд, родителям надо определиться, какую сумму и как часто надо давать ребенку. И важно придерживаться этой договоренности. Тогда ребенок научится планировать свои траты. Деньги для младшеклассников надо давать чаще, так как они не строят долгосрочных планов. Подросткам можно раз в месяц. Это и есть подготовка их к взрослой жизни. Ведь финансовые вопросы в ней играют большую роль.

Вера Прохорчик, член Белорусской ассоциации психотерапевтов

КАК У НИХ?

Большинство швейцарских детей начинают получать карманные деньги в 6—10 лет. Десятилеткам выдают в среднем около 14 франков в месяц, 12-летним — 23, 14-летним — 48. Обзавестись собственной банковской картой родители позволяют своим отпрыскам, как правило, начиная с 16 лет. В сельской местности эти суммы поменьше.

Во Франции школьник начальной и средней школы получает 5—12 евро в неделю, кто постарше — 20—30. Зачастую детям дарят кошелек. Каждая его секция имеет свое название в зависимости от того, что детям хочется купить в будущем. Туда они должны откладывать деньги. Родители часто дарят и небольшой блокнот, куда дети должны записывать свои расходы, сколько берут в долг друг у друга и сколько сэкономили.

Шведы с 6—7 лет получают 20—45 крон (3—6 долларов) в неделю, а старшие — около 100 (14,5 доллара). Умение копить деньги родители поощряют и приветствуют. Например, если ребенок хочет купить компьютерную игру, то ему говорят, что к каждым сэкономленным 100 кронам добавят еще столько же. Когда дети вырастают из одежды, их учат продавать ее через сайты объявлений. При этом ребенок понимает, что если сохранит вещь в хорошем состоянии, то сможет ее более выгодно сбыть. 

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter