Экологическое кино нового формата не чурается гротеска и абсурда

Карманный апокалипсис

Питчинг, синопсис, спойлер, ментор, трейлер... О сколько нам понятий чудных несет кинематографа просвещенный дух! Заимствуем по возможности все, что под руку попадется: импортные словечки и формулировки, способы продвижения продукта. Хотя с продвижением большие пробуксовки — финансовые “дороги” не те. Это в Голливуде бюджет на съемки и бюджет на рекламу уже почти равны. В Беларуси вся надежда на сарафанное радио и нравственный закон внутри нас. При этом художественные качества самого продукта отходят куда-то на второй план, как в случае с картиной “Гараш”.


Авторы картины “Двадцатьшестнадцать” намерены заявить ее для участия в Каннском кинофестивале.

Полуанекдот без вразумительного сюжета и интриги, с натужными героями, выведенными где-то в недрах инкубатора скудной фантазии авторов, вызвал ажиотаж только благодаря искусству пиара. Хотелось, наверное, “пощечины общественному вкусу”, а получился ободряющий шлепок по мягкому месту. Вообще, Шабаны — хит сезона. Действие “Гараша” происходит в Шабанах, на Камерной сцене Купаловского театра выпустили одноименный спектакль по роману Альгерда Бахаревича в постановке Елены Ганум... Тенденция.

Может, и прорастет, как трава сквозь асфальт, кино нового формата. Оно уже есть. Молодой режиссер Влада Сенькова сняла фильм “Граф в апельсинах”. Никита Лаврецкий взял главный приз на кинофестивале “Лістапад” в конкурсе национального кино за картину “Белорусский психопат”. А недавно молодая Мастерская социального кино (есть в Минске и такая) презентовала сразу три ленты, победившие в проекте Kinosprint.

Все три картины — “Эстафета”, “Счетчик счастья”, “Двадцатьшестнадцать” — так или иначе связаны с экологической темой. Премьеры прошли в кинотеатре одного из торговых центров в спальном районе, а зал был почти полон. Оказывается, хотим мы узнавать себя и трубы наших ТЭЦ на экране. Дайте нам радость узнавания!

Наиболее цельно и выигрышно смотрится “Эстафета” режиссера Михаила Пархоменко. В ней есть драматургическая законченность и здоровый юмор. Сюжет похож на грустный анекдот: главный герой находит на своем участке бомбу времен войны. Пытается сдать ее в районное отделение милиции, но там говорят, что находку следует отвезти в ближайшую воинскую часть. По дороге он попадает в аварию: в его неказистый жигуленок врезается блондинка на иномарке. Впечатление несколько портит финал и лапидарный вывод героя, звучащий за кадром: “Вот и наша природа — как бомба с часовым механизмом, все терпит и ждет...”

“Счетчик счастья” несколько натужен и слишком уж прямолинеен. Режиссер Игорь Чищеня добросовестно пытается воссоздать быт 1986 года. Но вот с актерами поработал не до конца. Маленький мальчик, главный герой новеллы, находит в сумке отца дозиметр. Совершенно не понимая, с чем он имеет дело, решает, что это счетчик счастья. Бродит с ним по улице, прикладывает к дереву, собаке, спящему на скамейке человеку... Завершается “Счетчик счастья” сюжетом из программы “Время” и сухой статистикой. В целом фильм не поднимается выше стилистики социальной рекламы.

Пожалуй, самый забавный и странный фильм, выпущенный Мастерской социального кино, — “Двадцатьшестнадцать”. Действие происходит после некой экологической катастрофы. Главный герой в исполнении актера театра имени М. Горького Сергея Юревича живет в чистом поле, в неком подобии театральной декорации. Изобразительная сторона фильма увлекательна, он хорошо придуман, в нем нет слов, кроме финального крика. Лента оставляет вполне целостное впечатление — угнетения и подавленности. Наверное, авторы этого и добивались?

Что интересно, сняли фильм двое актеров: Дмитрий Рачковский из театра кукол и Андрей Кривецкий из театра имени М. Горького. Сценарий написал тоже актер, но и уже известный драматург Дмитрий Богославский. Его пьеса “Любовь людей” идет в разных театрах стран СНГ. Кстати, ее премьера недавно состоялась в Республиканском театре белорусской драматургии в постановке Александра Гарцуева. А на Республиканском фестивале национальной драматургии имени В. Дунина-Марцинкевича спектакль московского театра имени В. Маяковского по пьесе Богославского в постановке Никиты Кобелева получил приз за лучшую режиссерскую работу. В общем, Богославский — автор востребованный во всех жанрах.

...Конечно, порой хотелось бы большей глубины на экране. В конце концов, есть богатые традиции экологического кино. Вспомним хотя бы ленты “Письма мертвого человека” и “Посетитель музея” Константина Лопушанского, “Прощание” Ларисы Шепитько, недавнюю картину Александра Миндадзе “В субботу”. Не говоря уже о том, что существует огромный пласт голливудских антиутопий, посвященных экологическим катастрофам. Правда, там создатели больше озабочены зрелищной стороной повествования. Уж сколько раз по воле голливудских продюсеров бездумное человечество стирало с лица земли астероидом, ветром, цунами или злыми инопланетянами...


pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter