Почему в Светлогорске обустройство парковки рассорило жильцов дома

Карманные расходы

Подъезд к дому № 41 в светлогорском микрорайоне Молодежный сделали еще в 1970-е, когда машин на улицах было куда меньше, а люди не так торопились. В современных условиях не просто появились проблемы с тем, где оставить свою «ласточку», — из-за обилия авто здесь порой с трудом проезжают скорая помощь или пожарная машина. Вот и задумали власти расширить парковку. Для этого вырубили часть деревьев. В нашу редакцию обратилась местная жительница Любовь Елецкая — она не согласна с таким решением. А вот часть ее соседей считают иначе.

Фото Ивана Яривановича

Дышать воздухом, а не выхлопными газами

Только подъехав к дому № 41 в микрорайоне Молодежный, мы сразу поняли: проблема есть. Во-первых, транспортная: места для маневрирования здесь действительно не хватает, развернуться — проблема. Во-вторых, грядущие изменения разделили людей. Так они нас и встретили — стоя двумя отдельными группами. Любовь Елецкая вместе с единомышленниками заняла оборону возле второго подъезда. Жильцы сурово посматривают в сторону пеньков, которые остались от деревьев, росших еще недавно напротив дома. Любовь Владимировна по профессии архитектор и к облику города относится трепетно:

— Мы из окон будем видеть только машины! Дом возвели в 1976 году, и тогда строители берегли каждое дерево!

Впрочем, претензии у противников парковки даже не к потенциальному обилию машин. Любовь Владимировна утверждает, что нарушаются санитарные нормы, она даже подготовила письмо в адрес министра здравоохранения:

— Наш дом находится вблизи дороги общего пользования на улице Свердлова. Санитарный разрыв от нее должен быть шириной 100 метров, фактическая же ширина составляет трапецию от 35 до 50 метров. Согласно «Требованиям к санитарно-защитным зонам организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду», процент озеленения здесь должен быть не менее чем 30, а на деле — от 15 до 22,5. 

Свои расчеты, давшие такие цифры, Любовь Елецкая и изложила в письме министру. С ее аргументами согласна и живущая в соседнем доме пенсионерка Валентина Пожилова:

— У нас двор один, мы тоже не можем смириться с тем, что спилили хорошие деревья, чтобы закатать тут все под асфальт и загромоздить автомобилями. Наш город красив тем, что стоит практически в лесу. Я вот каждое утро хожу на речку купаться, полтора километра туда и полтора обратно. Меня удивляет, что люди не думают о будущем, о судьбе своих детей. 

Противники парковки сетуют: во дворе много пожилых людей, которые по состоянию здоровья уже не могут дойти до ближайшего парка, только спускаются к лавочке у подъезда — подышать свежим воздухом. А тут и без того машины уже на зеленой зоне ставят, если расширят парковку, дышать придется только выхлопными газами. Валентина Пожилова выступает с другим предложением: за ближайшим перекрестком стоит крупный магазин, рядом с которым огромная парковка.

— Вот пусть бы и бросили там свои машины, а сами пешочком прошлись. Почему машины нужно ставить именно под носом?

«Скорой» сложно проехать

Пока мы общались, к группе протестующих постепенно подошли защитники парковки, недовольные наличием людей из соседнего дома. Короткая перепалка мгновенно переросла в крупный скандал:

— Идите к своему дому, там пикети­руйте!

— Но это же наш общий город!

— Да больше 80 процентов дома за парковку!

— А я думаю, надо учитывать не сколько за, а как правильно! Травить тут людей — это правильно, что ли?

— Деревья новые вырастут.

— Да пока они вырастут, мы тут ноги протянем!

Пенсионерка Софья Михалева живет на первом этаже первого подъезда. Окна ее квартиры выходят как раз на небольшой парковочный карман:

— С 1976-го я здесь живу. И все годы под моими окнами разворачиваются и становятся. А если мало, так еще станут в три ряда, я этим дышу постоянно! Больше всех дышу. 

И выступает Софья Яковлевна как раз за новые парковочные места:

— Посмотрите на наш газон — на нем же все давно машины ставят, потому что больше негде. 

Зеленая зона напротив 41-го дома действительно представляет собой унылое зрелище. Остатки газона густо испещрены следами автомобильных шин. Петр Правосуд из второго подъезда разводит руками:

— Тут 30 машин ночует, мы считали. Я сам за рулем, машину здесь негде ставить. Как разъехаться? Вот сегодня стоит «скорая» на третьем подъезде, а ко мне человек пытается проехать и не может. Никто никогда не расширял двор, а давно пора.

Да, деревья для этого срезали, согласен Петр, но ведь перед домом все равно остался большой сквер, да и новые высадили взамен. 

— Кстати, некоторые деревья совсем плохие были, гнилые, а одно в любой момент могло свалиться на машины.

Жительница второго подъезда Наталья Шимко говорит о самом важном аспекте:

— Мужчина один рассказывал: вызвали «скорую», а возле подъезда машина стоит, медики долго проехать не могли. А на этом же газоне недавно пришлось разворачиваться пожарной машине.

Чтобы убедиться, мы измерили ширину проезжей части. Рулетка показала 3 метра 28 сантиметров — двум авто точно не разъехаться. Наталья уверяет: когда встал вопрос о парковке, власти проводили опрос среди местных жителей и почти все были за.

Фото Ивана Яривановича

Опрос? Не вопрос

Заместитель председателя Светлогорского райисполкома Дмитрий Шабетник подтверждает:

— В связи с несогласием отдельных граждан с расширением парковки за счет зеленой зоны был проведен поквартирный письменный опрос жильцов дома. Было опрошено 67,4 процента собственников квартир, из них 76 процентов выразили свое согласие. Место для парковки выбирали в том числе и с учетом пешеходных путей, внутридворового проезда, а также минимальной потери зеленых насаждений.

В соответствии с проектно-сметной документацией действительно спилили 16 деревьев. В минувшем октябре взамен удаленных было высажено 20 новых. А что касается санитарных норм и правил, Дмитрий Шабетник настаивает: никаких нарушений нет:

— Нужное расстояние от парковки до дома выдержано. Действующим законодательством базовый санитарный разрыв транспортной дороги общего пользования III категории до жилой застройки не регламентируется, а территория от улицы Свердлова до дома № 41 имеет высокую степень озеленения — более 30 процентов. 

Сейчас все машины, заезжающие во двор, вынуждены разворачиваться возле злополучного первого подъезда, который принимает на себя основной газовый удар. Когда появятся новые карманы, ситуация изменится. Кстати, со сроками их появления тоже свои нюансы:

— Ввиду недостаточности финансиро­ва­ния на благоустройство придомовых тер­риторий, выполнить все запланиро­ванные мероприятия одновременно не представляется возможным. При наличии средств работы по устройству дополнительных парковочных мест в районе жилого дома № 41 микрорайона Молодежный планируется выполнить до конца 2020 года.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter