Недавно в одной из телепрограмм сотрудник главного управления идеологической работы Министерства обороны Беларуси сказал: «Давайте возьмем игру Pokemon Go, она была очень популярна: включаешь камеру, дополненная реальность, и ищешь каких-то покемонов. Редких собираешь себе в коллекцию. Где было больше всего покемонов в то время? На территории 50-й авиационной базы (Мачулищи), где взлетно-посадочная полоса, где куча военной техники. Разве это не разведывательная информация?»
Иными словами, за создателями той «ловли монстров» (покемон – от Pocket Monster, «карманный монстр») отчетливо торчали уши западных спецслужб. Как и за большинством функций смартфонов, можно добавить, да хоть и той же «геолокацией».
На удивление нашлись люди, которые недоверчиво хмыкали. В их глазах отчетливо читалось: да не может быть, это конспирология чистой воды. Не могут либералы-демократы со своими западными ценностями так с нами поступать. Не те это люди, не так воспитаны.
Оказалось, как говорится, не казалось. Профильное IT-издание 404 Media пишет: «Никто из тех, кто загрузил Pokemon Go в 2016 году, не мог предсказать, что их данные однажды станут основой для глобального и не до конца понятного продукта с искусственным интеллектом».
А они станут. Причем безо всякого спроса. Американская компания Niantic (создавшая приложение для поиска виртуальных покемонов) заявила: «Данные миллионов пользователей Pokemon GO лягут в основу создания нового глобального искусственного интеллекта, который смоделирует детализированную карту всех объектов мира, которые попадали в объективы камер устройств игроков в течение 8 лет». Точка.
И почему, интересно, никто не удивлен, что компания та — именно американская?
Иначе говоря, ваши данные, которые вы реально передавали американцам, «ловя покемонов», как использовались черт знает для чего без вашего спроса, так и будут использоваться.
Впрочем, как и базы данных всяческих гуглов и фейсбуков, периодически продаваемые ими черт-те кому с последующими заявлениями типа «ах, нас взломали, но ничего, ваши данные в полной сохранности».
Так что слушать надо товарищей майоров и полковников, они дело говорят. Особенно когда речь идет о нашей национальной безопасности.
Ведь было уже сказано, к примеру, что те же соцсети — это инструмент удаленного анонимного сбивания разных людей в «группы по интересам» для последующего управления ими. Социальные пузыри и пузырики заменили нынче шайки и банды прошлых веков.
Что флешмобы — это полевые исследования по уточнению достижимой степени зомбирования обладателей смартфонов. А на одной несчастной нездоровой девчонке (Грете Тунберг) и вовсе провели натурный эксперимент по мгновенному (за 3 месяца) превращению ее в мировую знаменитость.
Что мессенджеры в первую очередь служат для полуподпольной (или вовсе тайной) связи подрывных ячеек между собой (чат «Лав Хата», например) и для координации протестных движений (экстремистский канал «Нехта», например) тех самых уже сколоченных «групп по интересам», вплоть до террористических.
Наконец, что биткойн (как и вся остальная крипта) создан отнюдь не для обогащения человечества и лично вашего. Не для решения каких-либо экономических задач вообще. Цель крипты — анонимное финансирование своих агентов, НКО, тех самых уже созданных «групп по интересам» и т. п.
Ибо до появления криптовалют любую транзакцию можно было проследить — и связать с англосаксами. Но когда те ввели в оборот биткойн, доказать их участие хоть бы и в виде финансирования уже стало невозможно.
А теперь давайте сложим преимущества «покемонов» и «крипты». Еще один профильный сайт Imagine Games Network публикует новое открытие: «За последние два года правоохранительные органы Японии, Канады, Австралии, Великобритании и других стран стали сообщать о новой схеме по отмыванию и перемещению денег организованными преступными группировками. В основе схемы — редкие и дорогие карточки «Покемон», созданные для настольных игр и коллекционирования».
Работает это не просто, а очень просто: за нал покупаешь редкую карточку. Черный этот нал у тебя может появиться от торговли наркотиками, людьми, органами… или от обналички крипты. Затем эту карточку продаешь коллекционерам в другой стране, чтобы узаконить полученный доход.
Если учесть, что отдельные карточки стоят «от сотен до миллионов долларов», то вот вам инструмент для практически любых объемов «отстирывания» денег. И карточки эти, как вы понимаете, можно таскать с собой пачками, они не привлекут внимания ни таможни, ни пограничников… да и кто в мире западных ценностей обращает внимание хоть на что, кроме нужного местоимения?
Когда приходится идти другим путем, то все становится гораздо сложнее и выглядит совсем уж по-дурацки: сначала надо наклеить на стену банан. Потом раскрутить эту «инсталляцию» в прессе. Затем выставить на аукцион и задрать цену до 6 млн долларов. Следом купить, заплатить цену, заплатить площадке, заплатить налоги. И только потом тот банан съесть.
Чтобы четыре-пять отмытых миллионов — были. А банана больше не было.
С колодой же карточек — хоть по всему миру летай, ни одна проверка не докопается. Такие вот «игры с покемонами»… а вы говорите: баловство.
Поэтому тема, периодически звучащая в классической литературе: «бейсбольные карточки — американская мафия — сигаретные вкладыши — отмывание денег», — она для меня сейчас заиграла новыми красками. Ой, не так просты были наши предки, как мы о них часто думаем!
И нам простаками не надо быть. Самим становиться «покемонами» точно не надо. Потому и ответственных товарищей надо слушать.
Уж простите, накипело.