Источник: Знамя юности
Знамя юности

Карина Андоленко: учитесь любить, не требуя ничего взамен

Популярная актриса рассказала «Знаменке», как научилась доить козу и поить лошадь и зачем нужно находить общий язык с высшими силами.

– Карина, прошлый год у вас выдался богатым на телепремьеры: «Золотая орда», «Желтый глаз тигра», «Чужая кровь»…

– Нынешний год – не менее насыщенный. На теле­экран выходят сразу три сериала с моим участием: «Русские горки», «Отчим» и «Тень за спиной». В «Тени…» я сыграла интересного персонажа, неоднозначного, моя героиня в начале картины работает следователем, она принципиальная и честная девчонка, которая любит свою работу и самоотверженно пытается раскрыть дело и найти виновного. Но, не справляясь с давлением начальства, коррупцией, ломается и превращается в акулу системы, практически потеряв все человеческое. В конце фильма ей придется сделать выбор между собственной выгодой и человеческим достоинством. Таких персонажей очень интересно играть.

– А я полагала, главная особенность в том, что это не выдуманная история, а более чем реальная.

– Да, эта история основана на реальных событиях, главный герой – Михаил Попков, «ангарский маньяк», который жив до сих пор. Меня вначале испугала история, потому что страшно погружаться в такое и непонятно зачем, уж лучше снять кино о достойных людях. но так как эту картину снимал Марк Горобец, с которым мы уже работали, и Марк очень талантливый режиссер, я рискнула и совершенно не пожалела.

– Если в «Тени за спиной» вам пришлось постигать работу следователя, то в фильме «Отчим» необходимо было освоить все деревенские навыки.

– Я все время говорила режиссеру Сереже Гинзбургу: «Как можно было так ошибиться в кастинге?» Он набрал актрис, которые ничего не умеют! Одна боится козы, вторая не знает, как держать в руках тяпку, третья не умеет доить корову, четвертая – ездить верхом. Сережа даже снял видеоподборку казусов, происходивших на площадке. Например, как мне поручили доить корову. «Что, прямо сразу? – опешила я. – Так не пойдет! Я должна с ней пообщаться, привык­нуть. Корова тоже должна освоиться, принять меня как данность». – «Карина, данность одна: 20 минут до конца смены. Дои!» Руки дрожат, ноги подкашиваются, а все вокруг смеются. На третьем дубле я освоилась и даже смогла набрать молока. И так всю дорогу! В итоге научилась косить, доить козу и корову, кормить и поить лошадь, полоть грядки.

– В вашем детстве не было захватывающих поездок в деревню?

– Однажды дедушка, мамин папа, решил изменить жизнь и переехал под Харьков, в деревню Чугуев. Мама отправила меня на свежий воздух побыть с дедушкой. В первое же утро он поднял меня, городского ребенка, привыкшего неспешно просыпаться в десять утра, пить чай и есть вкусный завтрак, заботливо приготовленный мамой, в 05:20! К тому же он решил приобщить меня к физическому труду: мы пололи грядки, поливали, удобряли, и, как мне казалось, у нас неплохо получалось, но потом выяснилось, что я перетоптала ему все саженцы, засеяла не туда семена и испортила огород. На этом мое единение с природой закончилось. Пока не оказалась в Москве и не стала ездить к друзьям на дачи. Я вдруг поняла, как же здорово просыпаться по утрам от пения птиц, вдыхать аромат цветов. Даже работать там одно удовольствие. И это говорю я, которая на субботниках руководствовалась исключительно методом Тома Сойера, договариваясь с мальчишками, с радостью выполнявшими поставленные мною задачи! В детстве понятие «отдых» ассоциировалось у меня с морем и чтением книг.

– А как же пионерские лагеря?

– Была там лишь однажды. В пионерском лагере «Аист» провела всего две недели. Потом неожиданно приехала мама. Видимо, почувствовала, что с ребенком творится неладное. Интуиция ее не подвела. Я отравилась несвежим маслом и лежала чуть живая. Увидев меня в таком состоянии, мама немедленно приступила к эвакуации.  Вместо лагерей я ездила в санатории. Сразу по приезде находила себе подруг. Расставшись, мы не теряли друг друга из виду: писали письма, слали открытки. До сих у меня дома хранятся стопки конвертов, в которых лежат исписанные детским почерком наивные и такие трогательные послания… В санаториях было здорово. Жуткие рассказы на ночь, от которых мороз по коже и сна ни в одном глазу… Мальчишки жестко шутили: то пришивали одежду к матрасу, то возводили стену из туалетной бумаги. Проснется человек ночью, отправится в туалет, не протерев глаза, и врезается в натянутую на дверь бумагу. Девочки были более лояльны: рассказывали истории про пиковую даму, гадали. Но однажды меня сильно напугали. Наслушавшись перед сном страшилок, я отправилась в кровать. Раскрыв одеяло, обнаружила на простыне зловещие и абсолютно сюрреалистические отпечатки ног. Это было доказательство существования потусторонних сил. Правда, позже выяснилось, что следы имели естественное происхождение: мальчишки извозюкали ноги в грязи…

Но все это ерунда по сравнению с экспериментами в студенческом общежитие. Мы с девчонками дважды пытались заглянуть в будущее. В первый раз решили сжечь бумагу и рассмотреть получившийся силуэт на стене. Все бы ничего, но на стене, отделанной белым кафелем, ничего не отразилось. К тому же газета так сильно загорелась, что сработала пожарная сигнализация и нас залило водой. Второй раз статья в журнале надоумила нас гадать на суженого при помощи зеркал. Темнота, свечи, свет которых отражается в поставленных друг напротив друга зеркалах, звенящая атмосфера ужаса. Страшно так, что дышать невозможно! Но мы взяли себя в руки и проговорили нужные слова. И он явился! Входная дверь распахнулась, издав противный скрип, и из тьмы проступило лицо однокурсника: «Девчонки, а соль есть?» Мы испугались так, что раз и навсегда завязали с попытками проникнуть в неизвестное.

– Да неужели?

– Серьезно! Жизнь – это плацдарм для работы над ошибками. Я верю в высшие силы, законы вселенной. Верю в существование души и в то, что нас – направляют. С этим шутить нельзя, да и не нужно. Мне кажется, мы пришли сюда, чтобы становиться лучше, расширять свое сознание, развиваться, получать удовольствие и быть благодарными за то, как много нам дано. Мы пришли, чтобы научиться любить, не требуя ничего взамен, а порой это самое сложное задание. Но высшие силы нам всячески в этом помогают. И посылают разные знаки. они могут быть и положительными, если мы движемся в верном направлении, и, на первый взгляд, отрицательными, если свернули не туда и потеряли себя. А как иначе мы поймем, если только не через болевой опыт?

А еще я верю, что внешнее отображает внутреннее. Что мы излучаем, то и притягиваем. В этом и есть наша ответственность и наш выбор. выбор заключается в том, что мы выбираем, как чувствовать, как мыслить и что отдавать окружающим. И меня тоже всю жизнь, буквально с рождения, сопровождают знаки. Самый яркий из них – фейерверк. Надо сказать, что обычно день города у нас отмечают в августе, но в 1987 году по какой-то причине празднование перенесли на 20 сентября. Мама рассказывала, что едва я появилась на свет, небо вспыхнуло россыпью огней, все загрохотало – начался салют. И с тех  пор в самые мои важные моменты в жизни из ниоткуда появляется фейе­рверк.

Так же он появился, когда я при­ехала в Москву поступать в школу-студию МХАТ. Все вокруг говорили, что поступить в этот вуз обычному человеку невозможно по определению. А мы с мамой держали кулачки – ведь я прошла все туры без единого знакомого. Наступил решающий момент – сам конкурс. К этому времени нужно было окончательно определиться и отнести документы в один вуз. В школе-студии меня спросили, поступала ли я еще куда-то. Я честно призналась, что прошла в «Щепку» и «Щуку». «Вот и неси туда документы! Мы тебя, конечно, послушаем, но шансы невелики». Я спускалась с четвертого этажа и думала, что делать дальше. «Не поступлю, и бог с ним!» – решила я и отнесла документы в деканат школы-студии, отрезав этим возможность учиться в других вузах. Одна часть меня говорила: «Что ты творишь?», а другая сделала выбор. Я вышла из института, обняла маму, и мы вместе пошли бродить по Москве, не понимая, правильно ли я поступила. И вдруг на Тверской загрохотало! У меня отлегло от сердца: «Я все сделала правильно»…

– Вы зависимы от социальных сетей?

– Вообще, я книжный червь. Я читала в таком количестве, что впору говорить о стяжательстве знаний. Пять книг за неделю? Легко! А потом по­явился интернет – и произошел сбой. Понимаете, у каждого явления есть две стороны. Новые технологии дают невероятные возможности получения большого объема информации. И они же заставляют человека пребывать в иллюзии постоянного внимания и общения, хотя на самом деле это прямой путь к тотальному одиночеству. Это поток рекламы и ненужной информации – трагедия современного человека. Приведу простой пример. Мои родители познакомились в метро. Папа подошел к понравившейся девушке. Она, как и положено, ответила отказом. Но папа был настойчив: проследил за ней, стал приходить, стоять под окном. Одним словом, влюбился.

Сейчас такое сложно представить. Молодые ребята сидят на сайте знакомств! Это легко объяснить. instagram освобождает тебя от необходимости позвонить человеку, встретиться с ним, узнать о его делах, спросить о новостях. Ведь ты и так в курсе всех его круассанов, покупок, передвижений. А сколько людей травмируют свою психику, завидуя чужой жизни! Они рассматривают фотографии на фоне лазурного моря, подсчитывают лайки, которые набрал тот или иной пост.

На эту тему стоит посмотреть одну из серий «Черного зеркала», где ситуацию потребности во всеобщем одобрении довели до абсурда. Нет лайков – нет возможности снять хорошую квартиру, купить авиабилет, устроиться на работу. Героиня вынуждена с улыбкой пить отвратительный кофе, ведь бариста может обидеться и не поставить ей лайк…

Социальные сети – большая игра на человеческих комплексах и дурном вкусе. Думаю, лет через пять откроются специальные лечебницы для зависимых от сетей. Я долго держалась, вновь и вновь находя причины, чтобы не регистрироваться в instagram. Потом сдалась. Правда, для себя четко определила эту площадку как рабочую. Там напрямую общаюсь со зрителем.

– Не приоткрывая главную тайну – личную жизнь…

– Мне кажется, любовь и отношения – это дело двоих людей. У каждого из нас должно быть пространство, где нет посторонних глаз, посторонних суждений и посторонней энергии. Любовь – вещь хрупкая, ее надо беречь.

– А вы влюбчивая?

– Нет. Мне сложно влюбиться, но если влюбляюсь, то уже сильно и самоотверженно. Первый раз влюбилась в детском саду, в мальчика Валентина, с которым мы строили домики… В 11 лет влюбилась в старшеклассника. Какие это были муки! Если я встречала его на улице, то могла обежать несколько домов, только чтобы холодно бросить: «А, это ты? Привет!» Правда, холодной я была лишь в собственных глазах. Красные щеки и взлохмаченные волосы выдавали истинное положение вещей…

– Во время разговора к нам присоединились домашние питомцы…

– Кстати, у нас пополнение – щенок карликовой таксы. Это порода для людей с юмором. Не просто же так любимыми собаками Чехова были таксы! Я мечтала о ней пять лет, с тех пор как однажды увидела такую собачку у приятеля. Она была такая обаятельная! Малышка сразу нашла общий язык со старшим товарищем – биглем. Он сибарит: спит только на диване, считая ниже своего достоинства валяться на полу… Компанию собакам составляют две кошки: перс-экстремал и красавица неаристократических кровей. Подобрала ее котенком в лесу, на съемках. Мы с мамой шутим, что осталось завести лошадь и корову. Тогда будет железное оправдание опозданию на съемочную площадку!
КАРИНА АНДОЛЕНКО

Родилась: 20 сентября 1987 года в Харькове

Образование: Школа-студия МХАТ, курс К. А. Райкина

Карьера: снялась в 52 фильмах и сериалах. Награды: приз за лучшую главную женскую роль в фильме «Рябиновый вальс» на VIII Международном фестивале актеров кино «Созвездие» (2010); приз за лучшую главную женскую роль в картине «Арифметика подлости» на IV Московском открытом фестивале молодежного кино «Отражение» (2012)
Татьяна ПЕТРОВА, ООО «ТН-СТОЛИЦА»  (специально для «ЗН»), фото Андрея ФЕДЕЧКО.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter