Конкуренция в безлюдных технологиях добычи полезных ископаемых набирает обороты

Карьером правят беспилотники

Возрастающая конкуренция на мировом рынке стимулирует промпредприятия разрабатывать новые технологии, которые бы автоматизировали промышленные процессы. Робот не ограничивается восьмичасовым графиком, не требует респираторы для дыхания в загрязненной среде, что особенно актуально для компаний, завязанных на добыче полезных ископаемых. Карьеры ежегодно углубляются, их уступы и борты могут обрушаться, что усложняет доступ персонала к местам добычи. Именно в этой сфере беспилотный дрон-самосвал решил бы немало проблем. Машиностроители уже долгое время работают над созданием инновационных большегрузов, способных изменить работу в карьерах, позволяя уменьшить затраты на добычу в тех местах, где это ранее считалось нерентабельным. И та компания, которая сегодня предложит такую машину первой и за хорошую цену, во многом сможет занять открывающуюся на рынке нишу. Но достаточно ли только собранной инновационной машины, когда речь заходит об интернете вещей, в котором может оказаться карьер в скором будущем?

Отечественный проект «Интеллектуальный карьер» по использованию беспилотных карьерных самосвалов на Ситницком месторождении был продемонстрирован в прошлом году.

Рынок сдвигается

По сути, будущее инновационных машин для работы в карьерах уже наступает в ускоренном темпе. Накануне Камский автозавод продемонстрировал собранный прототип карьерного самосвала с полностью автономным управлением — КАМАЗ-6559 «Юпитер». Его грузоподъемность составляет 27 тонн, а масса — свыше 50 тонн. Машина не имеет кабины, не разделяется на переднюю и заднюю части — может начинать движение любым бортом. Ориентироваться на местности машине помогают по всему периметру смонтированные радары и лидары. Ожидается, что «Юпитер» даст старт созданию линейки беспилотных карьерных КАМАЗов различной грузоподъемности: от 27—30 до 200—260 тонн. Но для этого новинке еще нужно проделать некоторый путь от прототипа до серийной модели.

Для машиностроителей нашей страны данная модель не является чем-то удивительным. Конечно, ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» не представляло широкой публике подобный экземпляр во весь рост, но в качестве небольшого макета такая машина была замечена на заводе уже в 2020 году. В марте текущего года на официальном телеграм-канале компании отметили, что ключевые специалисты научно-технического центра управления главного конструктора приступили к разработке концепта полностью автономного карьерного робота-челнока: 

— Машина будет способна двигаться как вперед, так и назад, избегая разворота. Такая возможность с учетом снижения расходов топлива, износа шин может дать роботу довольно серьезное экономическое преимущество в сравнении с классическими карьерными самосвалами. 

Макет беспилотника «БЕЛАЗ».

У инженеров есть четкое понимание, что в ближайшие лет пять водитель самосвала в привычном своем качестве уже может быть и не нужен. Его место займет оператор, который сможет управлять машиной дистанционно, как в компьютерной игре. И это уже немалый прорыв: возможно будет серьезно углубиться в карьерную добычу без риска для человека. Следующий этап, который также может не заставить себя долго ждать, — переход к алгоритмам и искусственному интеллекту. 

Часть команды — часть корабля 

Многие из ведущих машиностроителей сегодня находятся на стадии сборки прототипов беспилотных самосвалов или уже собрали их. Среди таковых — компании Komatsu, Scania, Volvo. Но достаточно ли умения создавать новейшие машины, когда парой сотен их должен управлять искусственный интеллект, да еще и в сложных условиях карьера? Однозначно нет. Производители уточняют, что такие машины в дальнейшем необходимо будет приобретать вместе с системой, которая позволяет контролировать автономную работу. Тот, кто первым доведет эту систему до стадии конечного продукта, и займет рынок.

Подобная система базируется на интернете вещей, где умные машины будут «общаться» между собой, обмениваясь данными со своих локальных устройств — лидаров и радаров, чтобы, например, не врезаться друг в друга при движении. Для этого также нужны стабильная мобильная связь и переход как минимум на стандарт 5G.

Накануне Камский автозавод продемонстрировал собранный прототип карьерного самосвала с полностью автономным управлением.

Сейчас в нашей стране машиностроительные компании также активно работают над испытанием системы, позволяющей машинам работать в карьере автономно. Проект «Интеллектуальный карьер» по использованию беспилотных карьерных самосвалов на Ситницком месторождении в Лунинецком районе был продемонстрирован в прошлом году. Совместная разработка компаний ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», РУПП «Гранит» и СООО «Белорусские облачные технологии» поистине уникальна. Амбициозный проект уже показывает отличные результаты.

Первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию, инновационной деятельности и информационным технологиям ОАО «БЕЛАЗ» Александр Ботвинник во время II Международного цифрового форума #GBC отметил:

— Есть определенные вопросы с отладкой алгоритмов не просто карьерного самосвала, но и самой системы удаленного управления, которая дает возможность подключаться и напрямую вмешиваться в работу машины. Для этого мы выбрали полигон в нашей стране, который бы позволял совершенствовать алгоритмы работы самосвала и программного обеспечения. Мы его создали, совместно развернули сеть 5G, которая помогает в управлении двумя машинами и погрузчиком. Мы обкатали более восьми алгоритмов работы самого привода в условиях особой эксплуатации карьера. Уже приблизились и даже немного опередили беспилотными машинами работу с оператором по количеству рейсов в сутки.

В марте текущего года на официальном телеграм-канале компании «БЕЛАЗ» сообщили о том, что приступили к разработке концепта полностью автономного карьерного робота-челнока.

Также Александр Ботвинник обратил внимание на то, что большинство аппаратно-программных комплексов ОАО «БЕЛАЗ» разработаны либо в нашей стране, либо в России. Это позволяет компании уверенно работать в условиях санкционного давления: 

— Для нас это время возможностей, время найти новые технологические решения, которые мы можем применять у себя. В 2020 году внутри компании мы согласовали, что все решения будут базироваться на собственных разработках. Это помогло нивелировать историю с санкционным давлением. 

Кроме того, по его словам, «БЕЛАЗ» ориентируется на стратегию по поставке на рынок не отдельных единиц техники, а сразу комплексных решений — самосвалов, технологий и инфраструктуры. 

— У нас есть компетенции и партнеры, которые могут закрыть все потребности. На 90 процентов это белорусские партнеры и 10 — дружественные нам страны. 

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter