На Урале открыли курсы вождения белорусских самосвалов

Карьерный рост

Желтый гигант даже в уральскую непогоду на учебной трассе, покрытой кашей из щебня и мокрого снега, смотрится величественно. То зарычит, разгоняясь, то затихнет, проходя с миллиметровой точностью «змейку», то смутится, забуксовав в канаве с водой, то подаст звучный голос, паркуясь задом в имитированный бокс.

К обучению допускаются лишь имеющие категорию С и опыт вождения грузовых автомобилей не менее 12 месяцев
фото ТАТЬЯНы СТОЛЯРОВой

Все 17 курсантов проходят упражнения без ошибок. Наверно, готовились дни и ночи напролет. Но хором отвечают, что нет — просто техника очень удобна в управлении: рулить можно одним пальцем, а с коробкой–автоматом не думаешь о сцеплении.

— Ну и что, что огромный? — габариты хорошо чувствуются. Зеркала большие, по ним комфортно ориентироваться. На «ЗИЛе» сложнее — он длинный, — подтверждает Александр Сурин. Сегодня он слесарь по ремонту, но в будущем собирается пересесть на карьерную технику.

Для небольшого городка Асбеста, что в Свердловской области, иметь штат подготовленных водителей «БелАЗов» — жизненная необходимость. Дело в том, что здесь находится самое большое в мире месторождение хризотила — его запасов хватит на активную разработку еще в течение как минимум 150 лет. Каждый день в карьеры (их суммарная протяженность — 11 километров, а ширина — 2,5) спускаются десятки белорусских самосвалов: самый маленький — 30–тонный, самый большой — 130–тонный. 

— На предприятии много водителей–пенсионеров, предпенсионного возраста. Понятно, что в скором времени может возникнуть проблема нехватки кадров, — рассказывает Денис Бородулин, директор учебного комбината «Ураласбест». — Осенью прошлого года на меня вышло руководство предприятия с вопросом организации обучения. Мы оперативно подготовили программу, согласовали с органами Гостехнадзора, получили свидетельство соответствия образовательного курса и учебного оборудования, сделали трактодром. Открыли вторую в регионе автошколу для водителей «БелАЗов» (еще одна работает в Нижнем Тагиле. — Прим. ред.), и уже в марте набрали первую группу из 17 человек.

ИНФОГРАФИКА / АЛЕКСАНДР СМИРНОВ / ВИКТОР РАСТОРГУЕВ

Большая часть из них — сотрудники структурных подразделений «Ураласбеста», и лишь трое — те, кто только собирается связать свою судьбу с комбинатом или работали на нем раньше. Так, Андрей Исаев, уроженец Асбеста, но сейчас живет в Сочи, где хочет устроиться в местный аэропорт водителем тягача. В собственный отпуск приехал на родину, чтобы пройти специализированные курсы. На днях Андрей улетает обратно, готовый предоставить новому работодателю заветные корочки.

В принципе специфические тракторные права категории А III дают возможность управлять не только «БелАЗами», но и любыми другими внедорожными автосредствами массой более 3,5 тысячи килограммов. Но к обучению допускаются лишь имеющие категорию С и опыт вождения грузовых автомобилей не менее 12 месяцев.

— Наши курсанты, так же как в обычной автошколе, сдавали теорию. Только у нас это не обычные Правила дорожного движения, а специально разработанные Министерством сельского хозяйства России. И картинки в билетах особенные — с тракторами и самосвалами, — поясняет Владимир Юдин, главный специалист Белоярского управления агропромышленного комплекса и продовольствия, он же принимал экзамен у первых выпускников.

По его словам, у некоторых возникли небольшие сложности с правилами безопасной эксплуатации.

Учитывая серьезность темы, все эти вопросы руководство комбината еще раз обсудит с новоявленными водителями, которым уже не терпится приступить к новым обязанностям.

— У меня растут два пацана — десять лет и два года. Поднимать парней надо. А водитель карьерного «БелАЗа» получает больше, чем водитель «КрАЗа», как я сейчас, — говорит Евгений Акинфиев, сотрудник автотранспортного предприятия «Ураласбест». — Если пересяду на 30–тонную машину, то прибавка составит тысяч пять рублей, если на более мощную, то и зарплата будет больше.

Пока новая автошкола обеспечивает нужды собственного предприятия. Но потребность горнодобывающей Свердловской области и соседних регионов довольно высока. Классные водители тяжелой техники крайне востребованы на Урале. Поэтому не исключено, что комбинат сможет набирать на курсы «белазистов» профессионалов со стороны.

Ирина Ошуркова

pan@rg–ural.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter