К 60-летию Белтелерадиокомпании вспоминаем самые известные телевизионные династии и семейные пары

Карьера в наследство

В советское время с семейственностью на ТВ активно боролись. Противопоказаний для работы в кадре (а часто и вне его) обладателям известных фамилий было хоть отбавляй: косые взгляды коллег, перешептывания за спиной, досужие разговоры о семейном подряде и раздаче постов... Считалось, что каждый уважающий себя гражданин должен сам найти свое место под телевизионным солнцем, а не прыгать в кресло, нагретое родственником.

Нынче на телевидении, как на заводе. Семейственность и даже клановость не только приветствуются, но и поощряются. Удивить зрителей семьями, живущими то дома, то на работе, сейчас практически невозможно: все чаще медийная среда пестрит любовными парами, родственными союзами и творческими династиями. Самый пышный урожай традиционно дают яблоневые сады Белтелерадиокомпании. По случаю 60–летия медиахолдинга мы вспоминаем обладателей самых надежных и крепких телевизионных родственных уз.

Нина Шоба и Наталья Прокопчук

Легенда белорусского телевидения, заслуженный деятель культуры Нина Шоба, придумала и вывела на экран не один десяток передач. Это она — мама всенародно любимой «Калыханкi», вдохнувшая тележизнь в Буслика, Василинку и Бульбинку — персонажей, которые много лет подряд день за днем укладывали спать маленьких белорусов. На музыкально–телевизионных проектах Нины Вячеславовны выросла едва ли не вся современная эстрада. «Чырвоныя гваздзiкi», «Усе мы родам з дзяцiнства», «Сузор’е надзей»... Благодаря этим передачам загорелся не один десяток звездных имен — от Инны Афанасьевой до первого делегата детского «Евровидения» Ольги Сацюк.

Дочь Нины Шоба Наталья очень похожа на свою знаменитую маму.

Более половины своей жизни Нина посвятила работе в кадре и за кадром. 45 лет на телевидении, 35 из которых продержалась в эфире ее «Спортландия». Проект стал настолько популярен, что перешел с экрана на дворовые площадки и в школьные спортзалы. И жил еще очень долго, теперь уже независимо от ТВ. Передача, говорили, шагнула с экрана в жизнь.

По стопам Нины Вячеславовны пошла и ее дочь Наталья. Сегодня Наталья Николаевна — директор дирекции вещания Белорусского телевидения. О себе говорить не любит. А вот о БТ, с которым связана уже 32 года, рассказывает с удовольствием:

— Сюда попала по распределению, мама не имела к этому ни малейшего отношения. Хотя коллеги первое время смотрели косо. Сначала я работала в редакции научно–популярных программ, чуть позже перешла в отдел планирования и координации.

Конечно, родители очень сильно повлияли на выбор будущей профессии. Мама работала на телевидении, отец — бывший журналист. Оба вели активный образ жизни, имели широкий круг знакомств, в творческом плане были людьми неравнодушными, любили и ценили свою работу. Глядя на них, я тоже решилась стать журналистом.

Работник ТВ, как шутят коллеги, — своего рода медицинский диагноз. Я очень хотела, чтобы и сын продолжил нашу творческую династию, но он пошел по своему пути, стал дипломатом. Хотя он очень телегеничный, в свое время выступал в различных передачах. Увы, интереса не проявил. Да я и не настаивала.

Тамара Борисенок, Алена Спиридович и Юрий Бреус

Одна из самых известных творческих телевизионных династий нашей страны. Тамара Степановна посвятила телевидению почти 50 лет — на Минскую студию телевидения (так на тот момент называлась нынешняя Белтелерадиокомпания) на улице Коммунистической она попала сразу после школы, в 1958 году. В 1995–м ушла на пенсию, но долго без любимой работы не смогла — спустя несколько недель после 55–летия ее пригласили на службу на межгосударственный телеканал «МИР». И там она проработала еще 15 лет — до самого 70–летия. Отпускать, рассказывает Тамара Степановна, не хотели:
 
Алена росла настоящим ребенком закулисья: отец Борис — актер ТЮЗа, мама Тамара всю жизнь проработала на ТВ.

В следующем году Алена Спиридович
 и Юрий Бреус отпразднуют жемчужную свадьбу.


— Уговаривали остаться. Долго просили. Но куда уже? 70 лет — возраст немолодой, давно пора освободить место молодым.

Тамара Степановна и сегодня живет телевидением. Теперь уже как активный зритель. Ни одной программы с участием любимой дочери старается не пропускать:

— Когда Алена пришла работать на телевидение, я совсем не удивилась. Она росла настоящим ребенком закулисья: в ТЮЗе, где до сих пор работает муж, Алена в свое время пересмотрела весь репертуар. А те дни, что она проводила не в театре, приходила ко мне на работу. Дома все разговоры тоже были исключительно о телевидении, радио и театре.

Бессменная ведущая «Славянского базара в Витебске» заслуженная артистка Алена Спиридович улыбается:

— В детстве, сколько себя помню, была или на телевидении у мамы, или в театре у папы. Коллектив на БТ был небольшой — человек тридцать, и я, девчонка, знала каждого. Работники телевидения не казались мне небожителями. Скорее, наоборот, очень легкими и веселыми людьми, увлеченными своей работой.

Когда пришло время определяться с профессией, я выбрала журфак. О телевидении в тот момент не думала. Представляла себя пишущим журналистом. Но в институте неожиданно поняла: писать не люблю и перед листом чистой бумаги испытываю... конфуз. После первого или второго курса проходила практику на телевидении. И неожиданно для себя втянулась. Знала, что это мое.

Конечно, я понимала: права на ошибку у меня нет. Иначе бы сказали: «Ну что с нее взять, у нее же мама на телевидении». Поэтому я из кожи вон лезла, чтобы не услышать этих слов.

С первых дней работы обращалась к маме исключительно на «вы». Даже когда оставались с ней вдвоем, обращалась «Тамара Степановна».

Мама, конечно, критикует. Но исключительно по делу. Хотя самый строгий критик — это я сама. После каждого эфира или трансляции дословно, добуквенно все разбираю. И ем себя поедом. Часто не могу заснуть, жду несколько часов, пока успокоюсь, перестану мысленно разбирать каждый свой жест или слово.

Вспоминаю один случай. Это было лет 10 назад, мама уже работала на «МИРе» координатором–директором службы телевидения. И вот она, человек, который может уговорить буквально любого, никак не могла согласовать одну съемку. В конце концов выложила последний козырь: я, говорит, мама Алены Спиридович. На что собеседник немедленно отреагировал: с этого, мол, и нужно было начинать. Вопрос решился моментально. И вот звонит она мне, вся такая довольная, говорит: «Я воспользовалась твоим авторитетом». Тогда я впервые поняла, что чего–то добилась в этой жизни, вышла наконец из–под маминого крыла. Стала самостоятельной.

О знакомстве с будущим супругом Юрием Бреусом Алена Спиридович вспоминает тоже не без улыбки:

— Он ухаживал за мной бешено. Я его боялась. Если дарил цветы, то кустами. Если пел песни и читал стихи, то рвал на груди майку. Помню даже, стоял однажды на коленях на площади Якуба Коласа и кричал: «Не пройдет и трех лун, как я женюсь на этой женщине». И точно: не прошло и трех лет, как мы поженились.

Когда я первый раз привела Юру домой, мама, как мне кажется, оторопела. К тому же в то время он был женат. А ей, конечно, хотелось для меня серьезной партии. Юра же совсем не производил впечатления серьезного человека.

А вот как вспоминает знакомство с будущей тещей сам Юрий Бреус. Начинает, правда, издалека:

— Я пришел на телевидение в 80–х. Попал в редакцию информации. Режиссерская группа редакции состояла из одних женщин, мужчин старались не брать. Работа нервная, сложная, психологическая нагрузка высокая (4 раза в день прямые эфиры!), вот мужики и ломались.

И так получилось, что нас с Аленой выбрали главными по комсомольской работе. И когда я ее впервые увидел, то сразу понял: отныне комсомольская работа — самая важная в моей жизни. Чем она меня привлекла? Легкостью, воздушностью. И еще своими знаменитыми ямочками на щеках.

Как–то 7 ноября после демонстрации мы всей компанией завалились в гости к ее родителям. Они если и были удивлены слегка подпившей компании, то удивления не выказали. Встретили радушно, накрыли стол. И когда я впервые увидел ее маму, то первым делом подумал: надо же, как эффектно выглядит. Алена, значит, через много лет будет такой же. Известно ведь: хочешь узнать, как будет выглядеть твоя жена в старости, посмотри на ее мать. Я посмотрел и решил: могу быть спокоен, потому что теща у меня — настоящая красотка!

Три года Юрий потратил на ухаживания. За это время успел развестись и сделать Алене предложение. В следующем году их союзу исполнится 30 лет.

Галина и Наталья Сидельниковы

В 80–е годы Белорусское радио считалось после Москвы и Ленинграда третьим не только по объему вещания, но и по уровню мастерства — дикторскому в том числе. Среди тех, чьим профессионализмом восхищались и заводские трудяги, и высшие должностные лица, была, конечно, Галина Сидельникова. Говорят, Петр Машеров признавался: «Если утром включаю радио и новости читает Галина Феликсовна, значит, этот день точно будет удачным».

 
000 вдвоем (Копировать).jpg
Галина Сидельникова
была одним из самых известных
 дикторов Белорусского радио.
Суммарно мама и дочь проработали в компании 80 лет.


Она читала новостные выпуски, литературную классику, очерки лучших журналистов, знала и великолепно доносила до слушателя поэтические произведения. Участвовала в трансляциях торжественных манифестаций и вечеров. Полюбилась и детворе — более десяти лет Сидельникова была постоянной ведущей популярной в то время передачи для детей «Загадки лесной полянки». В 1980 году Галину Феликсовну назначили руководителем отдела дикторов Белорусского радио, а затем избрали членом художественного совета группы дикторов. Белорусскому радио Сидельникова посвятила 35 лет.

000 лица-сидельникова1 (Копировать).jpg
На телевидение Наталья попала волею случая.

Ее дочь Наталья признается, что связывать свою карьеру ни с радио, ни с телевидением никогда не планировала. Помог случай: в музыкальное училище, в котором на тот момент обучалась девушка, для распределения требовалась справка о том, что работа будущей выпускницы непременно будет связана с музыкой. Устроиться, вспоминает Наталья Петровна, на тот момент у нее никуда не получилось:

— Так мама пришла к заместителю председателя и попросила: «Возьмите ее хоть на ставку уборщицы, но в справке напишите, что занята музыкой».

И я попала на телевидение. Но не уборщицей, нашлась вакансия в музыкальной редакции. На дворе бушевали 70–е, это было время, когда приветствовались династии рабочие, но никак не творческие. В коллективе ко мне отнеслись настороженно. А мама сразу предупредила: «Смотри мне! Не дай бог кто на тебя пожалуется!»

Я очень много работала. Для меня, по сути, ничего кроме и не существовало. Уже спустя полгода главный редактор обмолвилась: «Ну вот, наше первое нормальное блатное приобретение».

Через некоторое время главный режиссер музыкальной редакции Борис Львович Беркинг предложил попробовать себя ассистентом режиссера. И мне тогда казалось, что, если я стану ассистентом, это будет самое счастливое событие в моей жизни. Сейчас это, конечно, смешно вспоминать...

Позже доверили и первые самостоятельные работы. А затем пошло–поехало: правительственные концерты, первый на тот момент телевизионный фестиваль «Песню берите с собой», «Славянский базар», «Золотой шлягер», Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно... Много было удачных проектов.

Я проработала в компании 40 лет, ровно столько же, сколько и мама. Главным режиссером музыкальной редакции была с 1994 по 2003 год. И благодарна судьбе за каждый день, каждую минуту.

А кто еще

Фото  Александра  РУЖЕЧКА

Популярная телепара Оксана и Анатолий Вечер в ноябре отметила серебряную свадьбу — 25 лет совместной жизни. Оксана признается, что сначала влюбилась в голос будущего супруга и лишь потом — в него самого:

— Толик в то время был диктором–практикантом на радио. Я услышала — и поплыла... Стала приходить к нему в Дом радио, где неожиданно мне тоже нашлась работа: меня позвали на роль ведущей программы «Советской Армии солдат». Была, смешно сказать, такой радийной версией Даны Борисовой.

Потом Толика позвали в передачу «Крок» на телевидение, я ушла за ним. С тех пор мы неразлучны. Стараемся всегда работать вместе. Я, честно говоря, даже не представляю, каково это — работать без него. И как отдыхать без него, тоже не представляю. Мы вместе 24 часа в сутки и нисколько не устаем друг от друга. В общем, как инь и ян — две половинки одного целого.


leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 17 (24899). Пятница, 29 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter