Репетиторство — мода или потребность?

Карьера с пеленок

Подруга разместила объявление в социальных сетях: “Нужен репетитор по английскому для ребенка”. Чего тут удивительного, скажете, обычное желание современной мамы. Только вот ее дочке нет и четырех лет. Еще малышку водят на рисование, танцы и общие занятия в центре развития. Слушая рассказы подруги, как она без машины, с коляской, в которой бодрствует младший полуторагодовалый сын, доставляет дочку из пункта А в пункты Б, В и так далее, невольно хватаешься за голову. Это ведь похлеще любого квеста! Рассказы родителей школьников еще более впечатляющие. Некоторые ушли работать на полставки, чтобы успевать возить детей на многочисленные уроки. В чем же причина такого спроса на дополнительное обучение?

Фото Юрия Мозолевского
В советской школе про репетиторов слыхом не слыхивали. Однако ученики и со школьной программой справлялись, и в институты поступали. Да что там советское... Еще лет 10—15 назад все было иначе. Вспоминаю, как несколько одноклассников пошли заниматься к репетиторам. Так учителя, узнав, что по их предметам берут дополнительные уроки, смущались, переспрашивали у ребят что не так, может, стоит что-то еще объяснить. Сегодня же платные услуги дополнительного образования оказывают прямо в школах. Пользуются спросом иностранные языки, математика, информатика, подготовка к ЦТ.

Родители все реже помогают знаниями, а все чаще кошельком. И это понятно. Когда писать с ребенком сочинения и решать математические задачки, если переступаешь порог дома не раньше семи вечера? Поэтому появились у нас в стране няни-сопровождающие и няни-гувернеры. Первые отводят малышей в школу и забирают после окончания уроков, сопровождают на занятия в кружки и секции во второй половине дня. Вторые, как правило, с педагогическим образованием и знанием языков, еще контролируют выполнение домашнего задания. Репетитор английского языка Андрей Григорьев считает, что дополнительное образование стало определенной модой, показанием статуса:

— Если кто-то может нанять няню, это поднимает его в глазах окружающих. Можно посмеяться над этим, но это факт. Часто в разговоре с детьми из таких семей слышу: “А это не я, это папа с мамой так решили”. Посещение репетитора стало таким же “статусным” событием, как посещение дорогого парикмахера или личного портного. Человек словно говорит окружающим: смотрите, я могу себе это позволить.

Андрей Григорьев говорит, что выросло поколение, не способное самостоятельно учиться. Интернет, социальные сети, телевидение — отвлекающий фактор. За чадами нужен контроль. Иначе они предпочтут развлечение получению знаний. Эта ситуация напоминает ремонт: вы можете сами поклеить обои в квартире, но зачем напрягаться, если есть специально обученные люди? Проще заплатить деньги и заниматься своими делами. Нанятый педагог помогает ребенку сконцентрироваться, отработать необходимое количество упражнений, чтобы добиться желаемого результата.

Кроме того, и это самое главное, акцентирует Андрей Григорьев, начало меняться понимание качества образования и образованности:

— Конкуренция среди профессионалов достигла максимального уровня. Чтобы получить работу, нужно не просто что-то знать, а быть лучшим. Мало просто поступить в университет. Нужно обладать знаниями, недоступными другим, необходимо быть абсолютно уникальным. Пришло понимание того, что образование не может быть “массовым”, что это сугубо индивидуальный процесс. У каждого человека своя личная скорость усвоения материала, свои нужды в глубине познания, свои способности.

Понятно, что родители желают для своих дочерей и сыновей лучшего, хотят дать им хороший багаж знаний, с которым их ждет успешное будущее. Однако следует понимать, что не всем под силу этот багаж. Заведующая лабораторией нейрофизиологии Института физиологии НАН Светлана Пашкевич объясняет:

— Связи в мозгу настраиваются из поколения в поколение. Вот растет ребенок в семье академиков, он понимает — эту книгу надо читать. А вот мальчик из семьи, которая прекрасно строит дома. Ну что толку, что он возьмет в руки учебник по биологии? Ничего ведь не разберет. И не страшно. Не каждому ребенку надо это высшее образование. Может, он хорошо работает руками, талантливо поет или танцует. У нас гениев 1% от всего общества. А школы нацелены сделать не один процент, а сто. Поэтому 99 чувствуют себя ущербными, у них случаются нервные срывы из-за того, что с них требуют то, кем они не могут быть, на что они не запрограммированы и не настроены поколениями.

А потом срывы случаются и у родителей, которые пытаются изо всех сил и средств найти хороших репетиторов, которые все-таки смогли бы натаскать ребенка. Причем считают, чем раньше это сделают, тем будет лучше. Сплошь и рядом слышишь истории, когда учителей берут на дом не только ученикам младших классов, но и дошкольникам. С точки зрения нейрофизиологии это не всегда на пользу.

— Нужно понимать, что мозг человека развивается не сразу, растет и формируется постепенно, — говорит Светлана Пашкевич. — До пяти лет ребенка стоит учить общению, закладывать в нем социальные нормы поведения — добрый он будет или злой, будет реагировать на вызовы истерикой или относиться к происходящему как к исследовательскому процессу. После этого можно учить воспринимать абстрактную информацию — ту, что не дана нам в ощущениях: цифры, буквы и так далее. Это уже вторая сигнальная система, которая развивается позже. Если не научить ребенка первому, он потом этому уже может никогда и не научиться. Так устроен наш мозг. Дополнительное образование в дошкольном возрасте может иметь место. Но обучать детей стоит в игровой форме, не нарушая их привычного уклада, учитывая, что ребенку надо много двигаться и развивать моторику рук.

При этом никакого насилия. Не важно, в каком возрасте ребенок, но если он не хочет заниматься дополнительно, заставлять его точно не стоит. Это окажется лишней тратой сил и денег. Случается, что ребенок, наоборот, рвется сразу и на английский, и на хоккей, и на музыку, и на рисование. Родители начинают паниковать — как бы не перегрузить юный мозг. Светлана Пашкевич успокаивает:

— Если ребенок прошел стадию социализации и у него сформирована система ценностей, он начинает воспринимать информацию избирательно. Он осознанно выбирает увлечения, профессию, преподавателей... У него стоят фильтры, он понимает, из какой он среды, что ему нужно и на что он способен.

Поэтому важный момент — все репетиторы должны быть желанием детей, а не родителей.

КОМПЕТЕНТНО

Ирина Кожух, психолог:

— Родители, желая лучшего своему ребенку и заботясь о его будущем, отправляют свое чадо к репетиторам, чтобы увеличить его шансы на успешную и счастливую жизнь. Здесь важно, чтобы цели родителей и подростка совпали. Ведь двоим проще идти в ногу в гору, чем одному (в нашем примере родителю) тянуть на горбах сына или дочь, особенно когда тот сопротивляется. Задача родителя не просто контролировать, а сделать так, чтобы ребенок сам понимал, для чего все усилия, сам хотел добиться цели и нес ответственность за свои шаги к ней. Помните, что подросткам важно, чтобы их мнение учитывалось и они сами принимали решение. Кроме того, первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Создайте условия для реализации и этой потребности, тогда ваш ребенок не будет чувствовать себя несчастным из-за “этих репетиторов”.

ЦЕНА ВОПРОСА

• Репетитор — от 7 до 25 долларов за час в Минске, от 4—5 долларов в областных центрах и регионах. Стоимость зависит от уровня знаний, опыта и квалификации.

• Няня-сопровождающая — 2—3 доллара в час.

• Няня-гувернер — 4—5 долларов в час.

МНЕНИЯ

Вера Елсукова, преподаватель английского языка:

— Мы живем в быстро развивающемся мире. И чем больше человек знает и может, тем лучше. Если ребенку чем-то нравится заниматься, ему хочется узнать больше в той или иной области, то, по моему мнению, кружки, развивающие центры — это хороший вариант.

Инна Борковская, репетитор:

— К сожалению, сегодня почти невозможно поступление на востребованную специальность с большим проходным баллом без репетитора. Постоянно упрощающаяся программа, несовершенные учебники, не приученные к самостоятельной работе дети — вот лишь некоторые звенья логической цепочки, которая ведет школьника к репетитору. Как практикующий репетитор могу сказать, что очень сложно выдать хороший результат без хотя бы минимальной базы знаний и мотивации самого ученика.

Катерина Волкова, мама двоих детей:

— Не вижу ничего плохого в дополнительном образовании, если кружки грамотно подобраны, не противоречат друг другу, а ребенок получает удовольствие и не устает. Для своего старшего пятилетнего сына в этом году мы выбрали шахматы, футбол и английский язык. У нас заняты три будних вечера и два утра в выходные. Остальное время — для активных игр во дворе.

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter