Источник: Знамя юности
Знамя юности

Больше 130 тысяч рублей – таков ущерб от «карьеры» 17-летнего курьера-мошенника

«Карьера» очередного курьера

За полгода до совершеннолетия гомельчанин Артем Сущенко* задумался о начале взрослой жизни, вот только стартовый капитал не погнушался сколотить обманывая доверчивых пенсионерок. Карма и правосудие наградили парня четырьмя с половиной годами в исправительной колонии.

Коллаж Татьяны ГОРБАЧ, «ЗН»

 «Бабушка, спаси меня!»

Вечер четверга 75-летняя Тамара Петрова, как обычно, проводила дома. Убаюкивающее бормотание телевизора прервал звон стационарного телефона. Тамара Николаевна поспешила снять трубку: может, дочка хочет поболтать или вдруг Анечка соскучилась по бабушке? Но раздался суровый мужской голос:

– Следователь Смирнов Андрей Максимович. Ваша внучка попала в дорожно-транспортное происшествие, по ее вине другая девушка получила тяжелые травмы. 

Земля ушла у пенсионерки из-под ног. Схватившись за сердце, она почти упала в кресло. «Следователь» вежливо, но твердо добивал Тамару Петрову все новыми и новыми об­стоятельствами, а она в шоковом состоянии не замечала, что имя внучки он так ни разу и не назвал. 

– Сейчас передам ей трубку, – предупредил незнакомец.

На другом конце провода раздался женский крик и плач:

– Бабушка, помоги мне, я не хочу в тюрьму! Я виновата в аварии, и мне нужно 20 тысяч долларов, чтобы отдать пострадавшей!

Голос в трубке был похож на Анечкин, но Тамара Николаевна впервые усомнилась:

– Ты что, откуда у меня такие деньги?! И почему такая большая сумма?

Телефон тут же отобрал мужчина. Пенсионерка сказала, что сейчас позвонит дочери, но «следователь» отрезал:

– Она уже в прокуратуре и решает вопросы по данному происшествию.

Его убедительные речи притупили остатки сомнения. Желая побыстрее спасти любимую внучку, Тамара Петрова рассказала, что у нее есть накопленные 700 рублей и 3600 долларов. Мужчина успокоил, что этого должно хватить, распорядился завернуть деньги в полотенце, положить в пакет и написать несколько заявлений. Пенсионерка послушно выводила на листочке в клеточку: «Данная сумма… оплачивается мною пострадавшей стороне… в счет компенсации на лечение и реабилитационный период…». Не смутила ее даже несуразная должность специалиста, на имя которого она составляла бумагу, – «начальник Центрального департамента, отдел финансового страхования».

А собеседник все говорил и говорил, не позволяя положить трубку, и, наконец, перешел к ключевому моменту: сейчас за деньгами, вещами и документами придет человек. В дверь позвонили очень быстро. На пороге стоял высокий молодой парень в капюшоне и с медицинской маской на лице. Он забрал пакет и тут же исчез. Только тогда мучительный телефонный разговор завершился. Тамара Николаевна набрала номер дочки и второй раз схватилась за сердце: родные были дома, никто ни в какое ДТП не попадал, а значит, деньги исчезли бесследно.

«Мне что, стариков обносить?»

Рейд к Тамаре Николаевне для 17-летнего Артема стал первым – такое своеобразное тестовое задание. Он выскочил, довольный проведенной работой. Заплаканные глаза пенсионерки не смущали: главное – смог четко выполнить все указания куратора.

Осваивающий профессию авто­слесаря Артем Сущенко никогда звезд с неба не хватал. Вырос вроде бы в простой благополучной семье, мама и папа внимания своему чаду уделяли достаточно. Но мальчик с детства был болезненным, к учебе интереса не проявлял, да и складывалось с науками не очень. Понемножку занимался творчеством, общественной работой и даже волонтерством. В конфликты не вступал, но педагоги в один голос утверждали потом: всегда легко подвергался чужому влиянию, особенно негативному. После девяти классов отправился получать рабочую профессию, от учебы сильно не отлынивал, но и особого желания вникать в процесс у него не возникало. 

А вот деньги хотелось получать быстро и просто. Случайно на глаза попалась та ссылка или он специально серфил по форумам в поисках шанса, история умалчивает. Только увидев в сети странное, но обещающее хороший доход объявление, Артемочка не раздумывал и тут же написал сообщение. Собеседник под ником Shakalych поначалу весьма туманно объяснял трудовую задачу, стараясь раньше времени не выдать ненужные подробности. Но подросток оказался более циничным: «Я знаю, что работа – чернуха. Говори как есть. Мне что, стариков обносить?»

Обносить не нужно было. Пока мошен­ники с российских номеров обрабатывали доверчивых пенсионеров, куратор сообщал Сущенко адрес и необходимую информацию: если спросят, забирает он деньги у Тамары Николаевны для Ани, пришел от Смирнова Андрея Максимовича. От сумок, полотенец, простыней и наволочек (а были и такие требования по сверткам) надо избавляться, наличку через инфокиоск переводить на счет, с которого потом господам-организаторам покупается криптовалюта. А себе можно оставить 10 процентов от суммы – «чернушную» зарплату.

На преступление на такси

Сущенко послушно выполнял все требования, забирая накоп­ления у Зинаиды Петровны, Елены Ивановны, Галины Федоровны… Огорошенные пенсионерки, только что выслушавшие, как племянница сбила беременную девушку, в трубку кричала и молила о помощи внучка, пугал сроками и статьями «следователь», дрожащими руками протягивали деньги. А Артем чувствовал себя спокойно и уверенно, потому что помнил слова куратора: «Мы работаем с людьми за 60. Они не несут угрозы». Он был настолько горд своим внезапным преступным опытом, что позволил себе размахивать пачкой денег перед другом Сергеем:

– Нашел высокооплачиваемую работу, всего лишь надо деньги перевозить. 

Сергей в первый момент тоже заин­тересовался, но, услышав, что действовать надо скрытно, наотрез связываться с этим отказался. А вот Сущенко послушно носил перчатки и маску, но самоуверенно ездил по всем адресам на такси. Машины заказывал через свой аккаунт в приложении, не скрывался от камер, а может, и не задумывался, насколько большая территория находится под контролем. По видеозаписям после одного из эпизодов его и выследили. А когда стали проверять телефон, стало понятно, что «карьера» у курье­ра была хоть и недолгой, но плодотворной. С 14 по 27 апреля 2022 года он успел забрать у восьми пострадавших больше 130 тысяч рублей. 

Доказать эпизоды не составило труда: помогли записи камер, чеки, сохранившиеся переписки с организаторами. Суд признал Сущенко виновным в завладении имуществом путем обмана, совершенного группой лиц, в особо крупном размере. Отпраздновавшего в неволе совершеннолетие Артема ждет четыре с половиной года исправительной колонии в условиях общего режима. Он мечтал об огромных барышах, но забыл, что курьеры для мошенников – расходный материал, а отобранные деньги пенсионеркам будут возвращать отнюдь не зарубежные шефы. 

valchenko@sb.by

*Имена и фамилии изменены.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала пресс-служ­бу Гомельского областного суда.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter