Зачем Союзному государству робот–самосвал?

Карьера для великана

ТАКОЕ надо видеть: оператор, сидя за персоналкой на выставочном стенде в Екатеринбурге, легким движением джойстика управляет многотонным погрузчиком на полигоне завода БЕЛАЗ, расположенном за несколько тысяч километров в белорусском городе Жодино. Сеанс, если так можно выразиться, инженерной телепатии состоялся благодаря спутниковой системе навигации, разработанной по научно–технической программе Союзного государства. Подчиняясь командам, переданным через космос, огромная машина передвигалась по площадке, имитирующей карьер, набирала в ковш грунт и высыпала его. При этом водитель в кабине отсутствовал.

ИНФОГРАФИКА максим шнип

Созданием автомобилей–беспилотников занимаются сегодня во многих странах. Но, пожалуй, ни одна не подошла так близко к созданию целого комплекса управляемых на расстоянии машин для горнодобывающей промышленности, как Беларусь и Россия. Соглашение, подписанное недавно на выставке «Иннопром–2018» в Екатеринбурге Белорусским автозаводом, российскими компаниями «ВИСТ Групп» и «Регион 24», опирается на солидный потенциал достигнутого в предыдущие годы. Наступает пора его практической реализации. Предполагается, что оператор, находящийся в уютном кабинете за многие километры от реального карьера, где добывают уголь или руду, будет управлять четырьмя–пятью 130–тонными самосвалами, а также обслуживающим их погрузчиком. Такой комплекс уже получил название «интеллектуальный карьер».

О важнейшем элементе этой системы, самодвижущемся 130–тонном самосвале БЕЛАЗ, «СОЮЗ» рассказал одним из первых еще несколько лет назад. Когда журналист увидел диковинную машину в действии, сразу возник вопрос: зачем нужен такой «луноход»? Разработчики терпеливо разъяснили:

— Профессия водителя карьерного самосвала или погрузчика не из легких. Помимо высокой квалификации, требуются хорошее здоровье, готовность работать вдали от благ современной цивилизации, в 40–градусный мороз или такую же жару, в условиях запыленности. Так что, несмотря на высокую оплату, наблюдается дефицит таких специалистов. Кроме того, карьеры становятся все глубже, там обеспечить чистым воздухом водителя, экскаваторщика — большая техническая проблема. Зато «беспилотная» машина работает в любых условиях. При этом не нужны кондиционер и другие системы жизнеобеспечения водителя, значит, она станет проще, дешевле, надежнее.

А два года назад беспилотный карьерный самосвал продемонстрировали представителям 23 стран. Однако чтобы такая техника появилась в карьере, нужно создать целую систему машин, управляемых на расстоянии, и соответствующую инфраструктуру. Это стоит недешево. Наконец, пришло осознание, что такие затраты необходимы. Пилотный проект интеллектуального карьера российская компания СУЭК предполагает реализовать совместно с БЕЛАЗом и другими участниками уже в начале следующего года в Хакасии. Белорусский посол в России Игорь Петришенко сообщил некоторые подробности. Беспилотный самосвал будет иметь новый дизайн. Высокую точность при движении к месту погрузки и выгрузки обеспечит система геопозиционирования GPS–ГЛОНАСС. Оптико–электронные системы позволят работать в любых погодных условиях, днем и ночью, при высокой запыленности. Сейчас продолжаются активные испытания многотонного самосвала–беспилотника. Предполагается, что не только посмотреть, но и пощупать новинку все желающие смогут уже в сентябре, когда ОАО «БЕЛАЗ» будет отмечать 70–летие.

То, что знаковая разработка мирового значения создается совместно с российскими специалистами, закономерно. Россия является главным покупателем продукции знаменитого белорусского предприятия. Только в первом полугодии поставки возросли почти на 44 процента. В целом же БЕЛАЗ является крупнейшим в мире производителем и экспортером карьерной техники, при этом используются многочисленные российские комплектующие и материалы.

В тему

Впервые за многие годы на белорусский карьерный самосвал установлен российский 12–цилиндровый двигатель нового поколения, изготовленный Уральским дизель–моторным заводом, входящим в холдинг «Синара — транспортные машины». Пока перспективная новинка проходит испытания на заводском полигоне в Жодино. Результаты обнадеживают: заказан еще один мотор для установки, как предполагается, на серийный самосвал.

Кстати 

Необычные карьерные самосвалы грузоподъемностью 130 и 220 тонн изготавливаются на Белорусском автозаводе в городе Жодино по заказу Сибирской угольной энергетической компании. Их кабины и платформы будут раскрашены в цвета государственного флага Российской Федерации. Уникальные БЕЛАЗы с июля 2018 года по март 2019–го поступят в ООО «Восточно–Бейский разрез», АО «Ургалуголь», АО «Разрез Тугнуйский», РУ «Новошахтинское» — филиал ООО «Приморскуголь», АО «Разрез Изыхский», ООО «Арктические разработки», АО «Разрез Харанорский». Сегодня практически каждый карьерный самосвал собирается с учетом запросов и потребностей конкретного заказчика и условий эксплуатации. А возможность производить раскраску «под заказ» появилась благодаря постоянной модернизации предприятия.

BIBIKov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter