Кардиограмма по мобильному

Медики Союзного государства осваивают новые методы помощи больным: теперь фельдшер «Скорой» может передать ЭКГ сердца из отдаленного села профессору в кардиоцентр

Точный диагноз пациентам с болезнями сердца врачи Гродненской области теперь могут поставить, не выходя из машины «скорой помощи». В этом медикам помогает новое оборудование «Альтоник–06», разработанное белорусскими специалистами. Суть в том, что сделанную оперативно кардиограмму сердца специальный передатчик преобразует в звуковые импульсы. Затем полученные данные передаются по телефону в Гродненский областной кардиологический диспансер. Опытные врачи–кардиологи тут же дают консультацию, уточняют диагноз и рекомендуют дальнейшее лечение больного.


Система диагноза на расстоянии действует в Гродненской области всего месяц, но и за этот короткий срок новшество успело себя проявить с наилучшей стороны. Особенно это отразилось на работе сельских медиков, которым раньше непросто было по горячим следам принять правильное решение и не ошибиться при выборе тактики лечения.


...Фельдшера Сопоцкинской амбулатории Гродненского района Татьяну Выдра корреспондент «СОЮЗа» застал как раз в то время, когда она торопилась на срочный вызов. Поехали вместе. 79–летняя Гелена Завадская чувствовала себя в тот день плохо, резкая боль в сердце не позволяла даже вставать. Фельдшер, не теряя ни минуты, сделала женщине электрокардиограмму. Распечатка оставляла много сомнений, было подозрение на инфаркт и требовалась консультация кардиолога. Татьяна Выдра подключила передатчик и взяла трубку телефона. На другом конце провода в считаные секунды получили информацию. Врачи кардиологического диспансера, изучив ЭКГ, инфаркт не подтвердили, о чем тут же сообщили фельдшеру и порекомендовали лечение. Оказав пациентке необходимую помощь, фельдшер на «скорой» отправила ее в больницу. Такова современная методика диагностирования в сельской местности.


— От нашего поселка до ближайшей больницы в Гродно далеко, 30 километров, поэтому важно сразу определиться, что делать с больным, — поясняет Татьяна Выдра. — Теперь для этого требуются минуты.


Сопоцкинская сельская амбулатория одна из трех в Гродненской области, где машины «скорой помощи» оснащены новыми «сердечными» приборами. Такими же кардиографами и передатчиками также пользуются фельдшера в Скиделе и Индуре. Еще шесть бригад медиков определяют диагноз на расстоянии в Гродно. Чтобы проследить весь путь прохождения оперативной информации, я побывал в Гродненской областной больнице скорой медицинской помощи. Заместитель главного врача БСМП Александр Байгин каждый вызов к больному держит под контролем, но особое внимание у него сейчас к бригадам, работающим с новым оборудованием.


— Первый месяц пользования современными кардиографами и передатчиками показал, что они значительно облегчают принятие правильного решения по госпитализации больного либо оказания немедленной помощи прямо в машине, говорит Александр Байгин. — Здесь открываются большие возможности как раз для фельдшерских бригад, которым не всегда удается быстро и точно поставить диагноз. А если учесть, что в девяти из 17 районов Гродненской области имеются только фельдшерские бригады, то проблема становится еще более острой. Следующий наш шаг — поставить такие же приборы в сельских ФАПах и амбулаториях.


Новшество быстро прижилось и в Гродно, несмотря на то, что в бригадах скорой помощи, особенно специализированных, работают квалифицированные врачи. Игорь Клишин — один из них. Выехав по срочному вызову, он снял у больного электрокардиограмму и поставил диагноз, но все же решил получить у опытных кардиологов по телефону дополнительную консультацию.


В Гродненском кардиологическом диспансере срочная телефонная линия с бригадами скорой помощи работает круглосуточно и без выходных. Когда я зашел в кабинет, где в компьютере фиксируется вся поступающая информация, врач Андрей Розумович как раз принимал сообщение.


— При передаче зарегистрированной в автоматическом режиме ЭКГ с удаленного участка можно пользоваться как мобильным, так и обычным телефоном, — объяснил преимущества нового метода Розумович. — Ни один звонок не останется без нашего внимания.


Андрей Розумович поинтересовался у коллег на том конце провода самочувствием 61–летнего мужчины. У него случился острый инфаркт, в чем у врачей «скорой» сомнений не было. Требовалась срочная госпитализация. И чтобы не терять драгоценное время, врач Элеонора Глинка направила кардиограмму в диспансер. Пока туда мчалась машина, в реанимации уже все было готово к приему пациента.


— Это еще один несомненный плюс системы постановки диагноза на расстоянии, — отметил заместитель главного врача Гродненского областного кардиологического диспансера Руслан Гриво. — Когда каждая минута может стоить жизни человеку, надо ее не упустить и быстро среагировать на ситуацию. Если понадобится, то еще до доставки к нам больного подготовим операционную в новом хирургическом центре.


Иосиф Попко
IOSIF
POPKO@MAIL.RU


Из РЕПОРТАЖА белорусского коллеги вытекает один немаловажный вопрос: белорусские специалисты самостоятельно разрабатывают аппаратно–программные комплексы Теле–ЭКГ, хотя в России подобная техника уже создана давно и прекрасно функционирует — от Калининграда до Камчатки. Зачем белорусам изобретать велосипед? В чем тут засада? С этими вопросами корреспондент «СОЮЗа» обратился к Андрею Смирнову, старшему менеджеру по продажам одной крупной российской фирмы, разрабатывающей и производящей медтехнику, включая системы телемониторинга сердца на расстоянии.


— Андрей, что умеет ваша аппаратура?


— У нас разработан целый комплекс удаленного мониторинга. Проблемному пациенту, проживающему там, где невозможна оперативная консультация специалиста, куда вообще «скорая помощь» не всегда может добраться, выдается портативный электрокардиограф, который легко укрепить на руке подобно часам — он весит около 100 граммов. Прибором легко управлять, и пациент может самостоятельно записать собственную ЭКГ. Потом, набрав на мобильном телефоне номер своего консультационного центра и просто приложив портативный электрокардиограф к трубке, он передает данные в центр. Там врач–кардиолог расшифровывает кардиограмму, ставит диагноз и сразу же дает рекомендации. Если требуется, немедленно направляет пациенту неотложку или сообщает родственникам пациента о случившемся. Даже вызывать фельдшера нет никакой надоб ности.


— Скажите, а есть ли среди покупателей такого оборудования белорусские медучреждения?


— Есть, но не очень много.


— Как вы считаете, почему?


— Думаю, причина в стоимости нашего оборудования. Оно, мягко говоря, недешево. Например, мобильные регистраторы стоят от двух с половиной тысяч евро с инетбуком, и до трех с половиной тысяч со смартфоном. Приплюсуйте сюда стоимость приемной станции для расшифровки ЭКГ — от трех тысяч евро. В общем, выходит довольно круглая сумма...


Слова менеджера наводят на грустные размышления. Подобные расценки вряд ли по карману не только белорусским, но и многим российским пациентам. Понятно поэтому, почему наши соседи пытаются самостоятельно создавать аналогичную технику. Возможно, российским медучреждениям и частным пациентам гораздо дешевле сегодня покупать мобильные ЭКГ у белорусов?


Впрочем, россияне сегодня идут и по пути развития ФАПов — фельдшерско–акушерских пунктов, о которых в репортаже из Гродно также упоминается. Именно ФАПы способны недорого обеспечить первичной медицинской помощью сотни жителей отдаленных деревень. Несколько новых ФАПов, например, открылось в нынешнем году в Ленинградской области. Они построены по современным технологиям, оборудованы аппаратами для мобильной передачи электрокардиограмм в диагностический центр профильного областного диспансера. Любопытно, что для фельдшера во многих российских ФАПах предусмотрена... квартира, а в некоторых еще и библиотека.


Александр Бушев
BUSH@RG.RU

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter