Модернизация и современные технологии позволяют ОАО «Белкард» выигрывать конкурентную борьбу на рынке

Кардан для высокой скорости

Сегодня стратегия Гродненского завода карданных валов, чья история на протяжении более 70 лет тесно переплетается с судьбами тысяч гродненцев, нацелена на полную модернизацию производства, освоение новых видов изделий и импортозамещающих товаров, наращивание экспортного потенциала. Во главе угла — повышение технического уровня и качества продукции, внедрение ресурсосберегающих технологий. От этого зависит не только конкурентоспособность продукции, но и место под солнцем предприятия, которое санкции коллективного Запада также не обошли стороной. Корреспондент «Р» посмотрела, как живется ОАО «Белкард» в нынешних непростых условиях и каковы перспективы его развития.

Современные подходы к эффективности

ОАО «Белкард» теснейшим образом связано с предприятиями автомобильной промышленности, прежде всего России. Именно с выпуска карданных валов для ЗИЛ-120 в далеком 1959 году началось становление карданостроения на Гродненщине. В дальнейшем наращивался выпуск продукции для ЗИЛа, накапливался опыт совместной работы по совершенствованию производства и конструкции карданных валов. В советское время гродненский завод был поставщиком на конвейеры всех основных производителей грузовых автомобилей.

Таким помнят завод старожилы города.

Последние семь лет предприятие ежегодно наращивает объемы выпускаемой продукции. На заводских площадях производится модернизация и переоснащение оборудования советских времен. Молодой руководитель Андрей Яночкин, возглавивший «Белкард» в 2015-м, убежден, что только таким образом можно создать современное производство по выпуску автокомпонентов. 

— Наш бренд — один из узнаваемых среди промышленных предприятий страны,
— начинает беседу руководитель. — Однако на внешних рынках приходится жестко конкурировать с российскими, китайскими и турецкими производителями. Преимущества гродненского предприятия — это прежде всего высокое качество, а также конкурентоспособные цены. Кроме того, на имидже ОАО «Белкард» положительно сказывается получение международных сертификатов соответствия системы менеджмента качества.

В настоящее время более 50 процентов продукции реализуется на экспорт. Прежде всего в Российскую Федерацию. Основные потребители — заводы по производству автомобильной, тракторной, дорожно-строительной, сельскохозяйственной, железнодорожной и другой наземной техники различного назначения. Главными экспортными партнерами являются предприятия группы ГАЗ, КАМАЗ и другие. В целом «Белкард» сконцентрировал внимание на белорусском и российском рынках.

— Это не значит, что санкции, которые коснулись множества предприятий страны, обошли нас стороной, — продолжает директор завода. — Украинский рынок составлял часть экспортных позиций. В то же время появилась возможность нарастить объемы для Минского тракторного завода, активно сотрудничаем с МАЗом. Объем производства относительно соответствующего периода прошлого года вырос более чем на 30 процентов, экспорт — почти на 20 процентов. За полугодие отгрузили продукции на 56 миллионов рублей, рентабельность выросла на 4,9 процента. Цифры говорят, что предприятие работает эффективно. 


Андрей Яночкин признает, что заводу требуются рабочие руки: токари, фрезеровщики, шлифовщики, операторы станков с программным управлением, ремонтники, инструментальщики. 

Наращивать объемы производства не позволяет нехватка кадров, — сетует директор. — Готовы переучить любого, кто согласен трудиться честно и добросовестно. Для снижения себестоимости продукции и повышения заработной платы реализуется целый комплекс организационно-технических мероприятий. Ищем, где можем сократить издержки, перераспределяем управленческие функции. Проводятся работы по поиску альтернативных поставщиков комплектующих изделий и материалов, сокращению финансовых расходов. К слову, только в мае зарплату повысили на 10 процентов, новая прибавка еще на 10 процентов — с 1 августа. Средний заработок по предприятию в настоящее время составляет 1330 рублей. К концу года выйдем на 1500 рублей. 

Александр Бубен с 25-летним стажем легко осваивает новое оборудование.

Заказчик всегда прав

Гродненский завод карданных валов выпускает широкую номенклатуру изделий: карданные передачи, валы, амортизаторы, тормозные камеры, шарниры, газовые пружины, рулевые тяги, муфты. Кроме того, предприятие оказывает услуги. Например, тестирует карданные передачи автомобилей, тракторов, автобусов и другой техники, ремонтирует их.

Завод обновляется за счет собственных средств, и этот процесс не останавливается. В феврале прошлого года ввели в эксплуатацию полуавтомат торцекруглошлифовальный, в марте — зубофрезерный. В мае 2020-го заработал вертикальный фрезерный обрабатывающий центр. Первый был введен в эксплуатацию в 2017 году и зарекомендовал себя с положительной стороны. В планах — покупка двух станков для балансировки карданных валов и передач. Два станка производства КНР находятся в пусконаладке. Еще три инструментальных станка ждут в следующем году. Новое оборудование позволит оптимизировать технологические потоки, снизить количество задействованного оборудования, рационально его разместить и, конечно же, повысить качество выпускаемой продукции и получить новые технологические возможности для производства автокомпонентов. 

Цеха завода обновляются год от года.

Начальник производства карданных валов Юрий Чернецкий держит руку на пульсе перемен:

— Отвечаю за основное производство, которое включает два механосборочных цеха и цех кузнечно-прессового производства. В подчинении около 500 человек, которые производят продукции на 12 миллионов рублей в месяц. Темпы роста относительно прошлого года за полугодие составляют более 130 процентов. Работаю на предприятии уже 25 лет. Были разные этапы, взлеты и падения. Но, тем не менее, после 2015 года наблюдается только движение вперед, что очень радует. На постсоветском пространстве альтернативы нашему заводу нет. Развитие диктует рынок. Если раньше производство было в основном крупносерийное, то сейчас оно стало мелкосерийным и серийным. Подстраиваемся под требования потребителя, иначе нет смысла производить продукцию, которая никому не нужна. 

В современных условиях к деталям узлов новейших трансмиссий и подвесок предъявляются повышенные требования. Прежде всего — к качеству изготовления. Для выполнения этих требований в условиях серийного производства требуются нестандартные технологические решения, особая оснастка для обработки, контроля и аттестации, приспособления, основные и вспомогательные материалы.

— Трудимся согласно бизнес-плану, разработанному на пять лет вперед. Но направления могут меняться очень быстро, следуя веяниям времени, — отмечает Юрий Чернецкий. — К примеру, еще недавно работа была сконцентрирована на большегрузных авто для российского авторынка. Сейчас же внимание направлено и на легковые автомобили, например АвтоВАЗ. Хотелось бы больше нового оборудования, которое ведет за собой свежие технологии, высококвалифицированный персонал, рост заработной платы. 

Почувствуйте разницу

Сейчас на заводе трудится около 1700 работников. В производственной биографии акционерного общества множество трудовых достижений и заслуженных наград всесоюзного и республиканского уровня. И сегодня здесь достойно поддерживают и развивают славные традиции. 


В механосборочном цехе всегда кипит работа. Среди станков советского образца выгодно выделяются новые, современные. За пультом одного из таких трудится оператор станков с ПУ Денис Качук.

— По образованию слесарь-ремонтник, — рассказывает о себе молодой гродненец. — За 12 лет после окончания колледжа несколько раз приходил на завод, снова уходил и в конечном итоге понял — здесь моя судьба. Чувствую себя как рыба в воде. Мой отец всю жизнь отдал этому предприятию, был настоящей легендой. С детства я был в курсе тех перемен, которые происходили здесь. Ну и, наверное, мой труд тоже оценили, доверив новое оборудование, которое пришлось осваивать с нуля. В целом приходится учиться постоянно, пределов совершенству не бывает. Станок растачивает нужный диаметр под подшипник, делает канавки под стопорные кольца. Весь цикл запрограммирован, остается следить за процессом, где-то корректировать. 

Александр Бубен работает на «Белкарде» четверть столетия и является одним из самых ответственных специалистов, на которых, как говорят, держится предприятие. 

— В прошлом году также перешел на станок с программным управлением, чтобы делать свою работу более точно и качественно, — вводит в курс дела собеседник. — Ну и опять же немаловажное значение имеет скорость. Освоил быстро. Это как пересесть на новый автомобиль. Поверьте, к хорошему быстро привыкаешь. Коллектив у нас дружный, особенно наш участок экспериментальных работ. 

Начальник бюро наладки оборудования Виктор Жидок также доволен позитивными переменами, происходящими на его глазах:

— Пришел на завод семь лет назад, а эту должность занимаю три года, — говорит о ступенях карьерной лестницы молодой человек. — Основная задача — запуск новых станков и деталей в производство. Профессию постигал в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы на факультете «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов в обработке материалов». Думал, отработаю и пойду куда-нибудь еще, но завод затянул. Без дела не сижу, учитывая, что последние годы постоянно приходит новое оборудование. Вот, к примеру, этот станок, который сейчас вы видите, заменит семь единиц старого оборудования. И раньше, чтобы сделать, скажем, вот эту деталь крестовины, требовались сутки, сейчас уйдет не больше часа. Как говорится, почувствуйте разницу. 

Для сотрудников ОАО «Белкард» стараются обеспечить не только комфортные условия труда. Очень многое сделано за последние годы в промышленном плане. На территории новый асфальт. Утеплили корпус, вставили новые стеклопакеты, покрасили фасады зданий завода. Заместитель директора по идеологической работе и кадрам Юрий Бекиш обращает внимание на социальную сферу:

— Человек труда — наша главная цель. У коллектива есть столовая, медицинское объединение, где ведется постоянный контроль за здоровьем сотрудников. Большое внимание уделяется здоровому образу жизни, активному отдыху. Яркое тому подтверждение — ежегодное проведение туристического слета. Все вместе взятое положительно сказывается на благосостоянии коллектива предприятия.

vrublevskaya@sb.by

Фото автора и из архива предприятия
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter