В Погост приезжаем за день до обряда — местные хозяйки уже готовятся: нужно выпечь хлеб, наплести венки, приготовить наряды и угощение для гостей. В доме сельчанки Екатерины Панчени — хранительницы традиции — к этому привыкли, ведь именно она около сорока лет назад решила возобновить ее. Вспоминает:
Получилось успешно — сегодня к Екатерине Алексеевне присоединяются многие односельчанки. Хлеб помогает выпекать руководитель народного фольклорно-этнографического коллектива «Междуречье» при Погостском сельском клубе-библиотеке Ирина Торчик.
Часть теста хозяйка использует для того, чтобы украсить ветки.
Как только будущий хлеб подходит, хозяйка командует расчистить стол, на который кладет клеенку, смазанную маслом. За каждым движением мастериц наблюдают фотограф и оператор sb.by. Тесто делят на несколько частей — одну из них Ирина Торчик кладет в миску, а сверху украшает колосками. Поясняет: это своего рода заговор на урожай.
Еще один элемент наступающего праздника — ралце, так здесь называют три ветки алычи или сливы с тремя отростками, которые символизируют женское начало. Нам везет: среди деревьев и кустов удается найти подходящие — их обматывают полосками из теста и закрепляют его на концах так, что кажется, будто здесь сидят птицы. А затем хлеб и ралце отправляют в печь. На выпечку уходит около двух часов. А пока Екатерина Алексеевна делится секретами правильного проведения обряда:
В качестве угощения — «птички» и «борона» из теста.
Вскоре каравай достают из печи — тут же спешим ухватить хотя бы крошку, однако хозяйка останавливает: до праздника нельзя. Наготове уже взбитое яйцо, которым обмазывают хлеб с пожеланиями здоровья и богатства каждому, кто его попробует.
Дети активно участвуют в обряде.
УТРОМ возвращаемся в Погост уже на кульминацию обряда. В доме Екатерины Алексеевны — участники коллектива «Междуречье», которые мастерят из бумаги цветы и украшают ими ралце. Объясняют: это принесет тепло и поможет растениям скорее зацвести. Разноцветные кусочки бумаги мелькают в руках — фотографу и оператору sb.by сложно удержаться от возможности запечатлеть красоту. Украшенные веточки вручают «воеводе», который ставит их в середину каравая. Эту роль уже девятый год играет председатель Озеранского сельисполкома Михаил Алифировец:
— «Юрьевский хоровод» нигде не проводят так, как у нас. Моя роль — почетно вынести хлеб на поле, а потом пройти с ним по деревне. Радует, что традиция не навязанная кем-то, никого участвовать не заставляем, все сами включаются с удовольствием. Да и обряд, как мы верим, работает: в прошлом году ОАО «Туровщина» — на его поле водим хоровод — попало на областную Доску почета.
После хоровода и стар и млад пускаются в пляс возле сельского клуба.
Тем временем в доме собирается множество гостей, среди них односельчане. Посмотреть на обряд приехали не только наши коллеги — журналисты, но и студенты-этнографы из Белорусского государственного университета культуры и искусств, туристы из Минска, волей случая попавшие в Погост, и школьники. Педагог-организатор Хильчицкой детский сад — средней школы Оксана Белко привезла учеников седьмого и восьмого класса за 14 километров:
— В школе 94 учащихся. Дети охотно интересуются обрядами и сами участвуют. «Юрьевский хоровод» проводим и в своей деревне.
По всем правилам выходить из дома следует под «царскими воротами» — рушником с вышитым орнаментом. Его должны держать девушки. В этом году миссию доверяют двум подругам Лидии Юнчиц и Ксении Царикевич. Друг за другом дом покидают сначала девушки с венками на головах, затем более старшие участницы фольклорного коллектива «Междуречье» и с песнями отправляются на поле недалеко от деревни. Екатерина Панченя произносит своеобразное заклинание на богатый урожай:
— Юрья, попроси Бога, ведь без Бога не до порога. Зароди, Боже, жито, дай, Боже, нам урожай. Прими наш дар — краюху хлеба — и дай нам жита.
Первым с иконой идет Василий Чернушевич, каравай в руках у Михаила Алифировца.
— Карагод, карагод, цябе нараджаем, ой, венца, венца, зялёный бярвенца. Уроди, Боже, жито на новое лето, ой, венца, венца, зялёный бярвенца.