Сморгонский район стабильно расширяет портфель зарубежных поставок

Караваны уходят на экспорт

Сморгонский район в экспортном потенциале Гродненщины имеет особое значение: его удельный вес в объеме внешних продаж предприятий области составляет почти треть — 32,5 процента. Здесь работают 59 компаний, ведущих внешнюю экономическую деятельность, и более 90 процентов экспорта товаров приходится на пять стран: Россию, Польшу, Украину, Литву, Румынию. Вместе с тем здесь ведут системную работу над диверсификацией поставок.

География работы предприятий Сморгонского района постоянно расширяется.

Сальдо в плюсе

География работы предприятий Сморгонского района расширяется постоянно. Среди стран, с которыми сотрудничают местные компании, — Афганистан, Бельгия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Грузия, Дания, Египет, Индия, Ирак, Испания, Италия, Китай, Камбоджа. И это только часть списка. За прошлый год предприятия смогли обеспечить району объем торговли на уровне более 650 млн долларов, что составляет 109,6 процента к показателю 2018 года. Кстати, за последние пять лет объемы экспорта выросли более чем в 5 раз. 


Справедливости ради стоит сказать, что за 2019-й на 10,8 процента подрос и объем импорта. Но председатель Сморгонского райисполкома Геннадий Хоружик замечает важный момент: внешнеторговое сальдо все равно сложилось положительным.

— Наибольший удельный вес в экспортной продукции у нас имеют древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты — более трети всех поставок. Также существенную долю занимают жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении растительных масел, — 18,4 процента всего экспорта, растительные масла — 30,5 процента. Чуть меньшая доля приходится в портфеле поставок на плиты, листы, пленку и полосы из пластмасс — 4,3 процента и на тракторы — 1,7 процента всего экспорта. В связи с приходом к нам инвесторов, которые налаживают здесь свои производства, в перспективе развития района ожидается увеличение объема поставок.

Говоря о предприятиях-поставщиках, Геннадий Хоружик отметил, что в данный момент наибольший удельный вес в формировании экспортного потенциала в районе занимают предприятия «Белагротерминал» (50,3 процента) и «Кроноспан» (36,2 процента).

— Серьезно за прошлый год увеличили экспортные поставки на УПП «Сморгонский комбинат хлебопродуктов». Компания смогла поставить в 1,6 раза больше продукции, чем в 2018-м. Из года в год комбинат хлебопродуктов расширяет ассортимент своей продукции, делает ее более доступной и привлекательной для покупателя. И вместе с тем строго следует своему главному девизу «Обеспечить качество, безопасность и полезность». В этом году компании исполняется 45 лет. За весь это период там наработали надежные контакты с партнерами из-за рубежа. Сегодня продолжают расширять географию своих поставок.

Центр империи всех злаков


Сморгонский комбинат хлебопродуктов стал одним из крупнейших в стране производителей крупы и овсяной муки, а также хлопьев и каш, не требующих варки. Здесь уделяют особое внимание отбору сырья — на предприятии действует система менеджмента качества, соответствующая требованиям СТБ ISO9001–2015. Директор предприятия Максим Кузьменок особо выделяет, что только ответственный подход к производству на всех его этапах позволяет выпускать высококачественную продукцию, которую уже хорошо знают за рубежом:

— Мы производим вкусные и полезные крупяные изделия, рапсовое масло, жмых и комбикорм. Это, конечно, список далеко не полный. Продукция предприятия пользуется устойчивым спросом на рынке страны и за ее пределами. Из всех видов мукомольно-крупяных изделий самую большую популярность на экспортном направлении завоевала овсяная крупа. В целом на данный момент мы уже экспортируем продукцию более чем в 10 стран: Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Чехию, Россию, Австрию, Словакию, Венгрию, Словению, Молдавию, Украину, Сербию, Нигерию, Канаду и Китай. В конце прошлого года открыли новый дня нас рынок Венесуэлы — поставили туда первую партию продукции. 

Для увеличения узнаваемости на прилавках компания продвигает свой бренд «Империя злаков». В линейку товаров входят разнообразные виды овсяных каш, ржаные, гречневые и овсяные хлопья, ассортимент круп. Также комбинат работает в коллаборации с другими торговыми марками, чтобы расширить круг потребителей.

Особое отношение на Сморгонском комбинате хлебопродуктов к рапсовой культуре. Предприятие занимается производством рапсового нерафинированного масла марки «Р», производит рапсовый жмых и комбикорма для многих видов животных. Большая часть производимого рапсового масла при этом реализуется на экспорт. Ключевыми покупателями выступают ближайшие страны Евросоюза.

На Сморгонском комбинате хлебопродуктов уделяют особое внимание отбору сырья для производства высококачественной продукции.

— Мы поставляем масло в Латвию, Литву, Эстонию, Украину, Китай, Норвегию. Чтобы уверенно работать с зарубежными партнерами, мы ежегодно проходим аттестацию экологичности нашего сырья.

Максим Кузьменок не скрывает: работать с внешними рынками — дело очень ответственное. За качеством нужно следить с особой скрупулезностью, ведь от каждого продукта в линейке зависит имидж не только предприятия, но и вообще страны. В связи с этим на Сморгонском комбинате хлебопродуктов постоянно ведут работы по модернизации производства и обновлению оборудования.

— В 2020 году мы запланировали объем инвестиций в основной капитал в размере 3,2 млн рублей. На закупку нового оборудования направим 1,2 млн рублей. 

Услуги для 34 стран

Существенную долю в экспортном потенциале Сморгонского района занимает и оказание услуг. Хотя большинство предприятий все еще подводит итоги прошлого года, Геннадий Хоружик обращает внимание: эта статья дохода составит более 11 млн долларов. Это в 1,8 раза превысит показатель 2018 года. 

— Экспорт услуг осуществлялся в 2019 году для резидентов 34 стран. В структуре экспорта доминирующее положение занимают транспортные и строительные услуги. Удельный вес транспортных услуг составляет 84,2 процента, что эквивалентно 8 млн долларов. В свою очередь строительные составили 7,8 процента (745,5 тысячи долларов — темп роста 67,3 процента). Деловые услуги занимают долю в 4,4 процента при темпе роста в 3,9 раза. Туристические услуги также приросли на 25,8 процента и в общей доле составили 3,4 процента. Пока все еще подводим итоги, но с уверенностью могу сказать, что прошлый год мы закончили с хорошим результатом. 

kryzhevich@sb.by

Фото skhp.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter