Наши автоперевозчики планируют начать работать на территории Китая уже в начале следующего года

Караваны пойдут в Поднебесную

Более 3000 компаний, около 19 000 перевозчиков, 2-е место по экспорту услуг (после IТ-сферы) — рынок автоперевозок в Беларуси развивается достаточно неплохо. Мог бы развиваться еще активнее, если бы не было вопросов с получением разрешений на перевозки в странах-партнерах. Но если где-то закрывается одна дверь, всегда найдется другая: эта нехитрая мудрость вполне применима и к работе белорусских перевозчиков, которые в ближайшее время планируют начать активно осваивать китайский рынок. 

фото sb.by

Начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергей Дубина напоминает, что в этом году было подписано межправсоглашение с Китаем о международных автомобильных перевозках. 

— Мы ждем соответствующее извещение от китайской стороны о завершении внутригосударственных процедур по вступлению данного соглашения в силу, чтобы начать проработку вопроса о первых перевозках в направлении КНР. Это одно из направлений, которые нами еще не освоены и которые мы рассчитываем освоить в будущем. 

Сергей Дубина подчеркнул: с белорусской стороны все процедуры ратификации соглашения уже завершены. 

— С китайской, по информации соответствующих ведомств, они уже либо завершены, либо на завершающей стадии. То есть мы ждем официального подтверждения компетентных органов о завершении. Но по условиям соглашения оно вступает в силу через 30 дней после получения последнего письменного уведомления о завершении соответствующих процедур. Мы ждем, что это будет либо конец этого года, либо начало следующего. 

Почему же этот документ имеет такое значение для страны? По словам представителя Минтранса, соглашение дает белорусским перевозчикам право работать на всей территории Китая. 

— Раньше КНР исходила из соображения, что перевозки могут идти только в рамках приграничной зоны — 60 километров до ближайшего ТЛЦ. Это касалось и иностранных перевозчиков, которые заезжали в страну, и китайских перевозчиков, которые выезжали из нее. Мы стали третьим государством, с которым Китай подписал такое соглашение, которое распространяется на все виды перевозок, в том числе и транзитные. То есть наше соглашение позволяет осуществлять перевозки не в приграничной зоне, а на всей территории Китая и, если понадобится, через весь Китай. 

Этот новый рынок становится весьма привлекательным, в том числе и в связи с рядом ограничений некоторых стран по выделению разрешений для белорусских перевозчиков. Заместитель генерального директора «БАМАП» Наталия Высоцкая уточняет, что сегодня Беларусь связана обязательствами обмениваться разрешениями с 46 странами мира. 

— Из этих 46 стран по 32 есть определенное недостаточное количество разрешений, исходя из потребностей наших перевозчиков. Это в основном перевозки, которые формируются в двустороннем формате или транзитом по территории этих государств, которые выдают разрешения. 

В списке таких стран оказались, к примеру, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Грузия, Испания, Монголия, Нидерланды, Словакия, Турция, Туркменистан, Эстония. 

— Основные проблемы в этом году мы испытываем в связи со значительной нехваткой разрешений в Польше. Это первоочередная проблема. Польша определяет принцип обмена разрешениями на условиях паритета. И на данном этапе польской стороне нужно меньше разрешений. 

Сергей Дубина отметил, что белорусская сторона ведет постоянные переговоры с польскими коллегами по этому поводу. 

— Последние переговоры были три недели назад. В этом году также прошло три заседания смешанных комиссий, в компетенции которых определение количества разрешений. Кроме того, проходила встреча на уровне министров по выделению дополнительных разрешений. Поднимался этот вопрос и на Белорусско-Польском транспортном форуме. Посольства поднимали этот вопрос. Тем не менее единственная договоренность, которой удалось достичь к концу этого года, — это возможность использовать часть квоты 2020 года (а именно 10 000 разрешений) с конца 2019 года.

Возвращаясь к китайскому соглашению, Сергей Дубина подчеркнул, что Минтранс не может заставить белорусских перевозчиков работать на этом рынке. 

— Мы только создадим условия, а дальше уже рынок покажет, будет востребовано это направление или нет. Например, с Монголией мы обмениваемся разрешениями, и когда начинали эту работу, то выдавалось по 50 разрешений. Сегодня уже 600 разрешений нашим перевозчикам мало. 

Всего белорусские перевозчики сегодня получают более 700 000 разрешений в год. 

— Плюс у нас двусторонние и транзитные перевозки без разрешительной системы в рамках Евразийского экономического союза. Здесь порядок цифр, думаю, тоже исчисляется сотнями тысяч. 

Международные автоперевозчики занимают не последнее место в Беларуси по поступлению валютной выручки: за 9 месяцев текущего года экспорт услуг автомобильного транспорта вырос почти на 5 процентов и составил более миллиарда долларов. 

mich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter