Караульное помещение

105 школ страны по-прежнему греются от «рискованных» котельных

105 школ страны по-прежнему отапливаются подвальными котельными, от которых можно ждать неприятных сюрпризов

Где тонко, там и рвется. Отопительный сезон очень хрупкая материя, прочность которой напрямую зависит от технического состояния котельных и человеческого фактора. А потому сбоев и отказов оборудования можно ждать в любой момент. Даже сейчас, когда тепло пошло в дома и все вроде бы неплохо, инспекторы Госпромнадзора МЧС не ждут у моря погоды. Они целыми днями на проверках. И проверять, к сожалению, есть что.

Принцип «запорожца»

В поселок Боровляны я еду вместе с настоящим профес­сионалом своего дела — Юрием Куницким, главным государственным инспектором Минского областного управления Госпромнадзора МЧС. Но здесь ругать некого и не за что. Скорее наоборот: сюда можно возить экскурсии и показывать, как в идеале работает отопительное оборудование 21-го века.

Старая газовая котельная раньше обслуживала лишь сами Боровляны. Новая австрийская, кроме Боровлян, взяла «под крыло» 27 жилых домов поселка Лесной, а еще здание Минского РУВД, РТМО, санстанции, скорой помощи, школы… На все про все — один котел, который работает на щепе. И один инженер, который сидит за монитором и управляет всеми процессами посредством мышки. Если что-то вдруг не так, в режиме он-лайн он может связаться с австрийскими консультантами и устранить неполадку. Но такой необходимости пока не возникало — котел работает как швейцарские часы.

— В Минском районе мы запустили к сезону все 64 наши котельные — здесь вопросов не было. Проблема в другом: 60 процентов из них отработали уже по 20—30 лет и давно нуждаются в замене. Но вы же понимаете, обновить все и сразу невозможно, — говорит Александр Чекан, начальник ремонтно-теплового хозяйства ЖКХ Минского района. — В прошлом году у нас было несколько мелких аварий на тепловых сетях, но их быстро устранили. На экстренный случай под рукой модульная передвижная котельная. Весь прошлый отопительный сезон, к примеру, она отработала на жилфонде в деревне Горани, где по техническим причинам не удалось запустить котельную.

В Дзержинске, куда мы держим путь, этот модульный спаситель, судя по всему, понадобится уже этой зимой. Увы, все идет к тому.

— В холода мы обогреваем около 190 потребителей города — это почти две трети всего жилфонда и три четверти социальной сферы. Объект, можно сказать, стратегической важности, но очень возрастной. Отсюда все «болячки», — сетует Юрий Южик, начальник котельной № 4 Дзержинского ЖКХ. — Еще в 1974 году здесь смонтировали 4 котла марки ДКВР — 20/13, одни из самых неудачных в своей серии. Худо-бедно они работали, но последние несколько лет отказы участились. Поэтому два котла мы вынуждены были демонтировать. С тех пор сидим как на пороховой бочке — резерва нет, а значит, никаких гарантий по бесперебойной работе потребителям я дать не могу. Это примерно как ехать на «запорожце» из Минска во Владивосток: повезет — доедешь, не повезет — станешь на трассе…

Инспекторы Госпромнадзора неоднократно информировали руководство Минской области о сложившейся ситуации. И просвет в конце тоннеля забрезжил: в этом году провели тендер, определили генподрядчика. На покупку трех российских котлов выделили 3 млрд. рублей, но весна 2011 года спутала все карты… Теперь на то же самое оборудование нужно почти 8 млрд. рублей. Таких средств у райисполкома нет. И чтобы деньги не «сгорели» окончательно, коммунальщики заказали один котел в Бресте. Хоть синица в руках.

На бумаге и в жизни

Следующая точка маршрута — действующая войсковая часть поселка Цесино. Ситуация так и просится на перо сатирику: по одну сторону забора остались умывальник, туалет и бытовые помещения для истопников, по другую — сама котельная, которую военные передали на баланс местному ЖКХ. За забор гражданские ни ногой — не положено.

— Нам передали ее в начале октября, за несколько дней до начала отопительного сезона. До этого, еще весной, котельную обследовали представители ЖКХ и Минобороны, был составлен акт с указанием всех недостатков. После их устранения котельная должна была перейти к нам на баланс. Так было на бумаге — в жизни вышло по-другому, — показывает нам военный «трофей» Владимир Чекан. — Запасов топлива никаких. За пару дней в авральном режиме пришлось чистить котлы от сажи, пробивать дымоходы, ремонтировать запорную арматуру, устранять порыв теплотрассы… Запустились вовремя. Пока стоят относительно теплые дни, мы спешно доводим до ума этот непростой объект. Другого выхода нет: чуть что не так, виноваты в холодных батареях пяти жилых домов и всей войсковой части будем мы. Хотя и школьнику понятно, что все регламентные работы выполняются летом.

Вот такая ситуа­-ция. Остается добавить, что Госпромнадзор еще не приступал к своему обследованию и не давал добро на эксплуатацию бывшей армейской котельной с ярко-алой табличкой на двери. 

— Даже невооруженным взглядом видны серьезные огрехи, — осматривает закопченные стенки котлов Юрий Куницкий. — Вот, взгляните — нет вытяжной вентиляции, проход между котлами не соответствует нормативу, не предусмотрены автоматика безопасности и аварийное освещение… Службам ЖКХ придется приложить немало усилий, чтобы привести котельную в действительно рабочее состояние.

Котел в поисках хозяина

Такие картинки с натуры можно писать не только в Минском районе. Отопительный сезон идет полным ходом, проверка объектов инспекторами Госпромнадзора тоже.

— Самая большая проблема для нас сегодня — это водогрейные котлы низкого давления. В республике их более 14 тысяч: именно они поставляют тепло в небольшие населенные пункты, школы, больницы, санатории… Чаще одного раза в год появляться в этих котельных мы не имеем права по закону, однако уровень организации контроля со стороны Мин­здрава, Минобразования, Минтруда и соцзащиты оставляет желать лучшего, — говорит Александр Чугунов, заместитель начальника управления надзора за безопасностью оборудования, работающего под давлением, и тепловых электростанций Госпромнадзора МЧС. — Наша позиция в этом вопросе однозначна: у котельной должен быть один хозяин и заниматься ею должны профессионалы. А не дворник дядя Ваня, нанятый на сезон… В этом залог безаварийной работы. Процесс передачи ведомственных котлов Минжилкомхозу идет уже не первый год, и идет непросто. Да, мы в курсе, порой их вешают на баланс коммунальщикам чуть ли не принудительно, не подготовив должным образом к началу сезона. Это неправильно. Но все равно пройдет 3—4 года, и мы будем иметь нормальный объект, в котором все будет исправно и к месту. 

Вторая серьезная проблема — это школьные подвальные котельные, работающие на твердом топливе. Детища советской эпохи, они пережили свой век и сегодня представляют реальную угрозу как для учителей, так и для учеников. Еще 5 лет назад их было 213, после принятия Советом Министров постановления об их ликвидации осталось 105. 

— Самое опасное, что из-за плохой вентиляции и плохого притока воздуха выделяется угарный газ. Не стоит говорить, что будет, если он попадет в коридоры или классы… Еще момент. В случае отключения электроэнергии вода перестает подаваться в такой котел, однако при этом сам он не прекращает нагреваться. Последствия могут быть очень печальными: мощный взрыв и серьезные разрушения здания, — обрисовывает возможные сценарии Александр Чугунов. — За последние годы таких опасных «ветеранов» уже не осталось вовсе в школах Брестской, Гродненской и Гомельской областей. Их демонтировали, а рядом построили новые теплоисточники. В тревожном списке все еще остаются 4 учреждения среднего образования в Витебской области, 23 — в Могилевской и 78 — в Минской. Они на особом контроле у наших инспекторов.

В Госпромнадзоре озвучили любопытный факт. Представьте только, за последние 3 года в республике не зарегистрировано ни одной длительной остановки или аварии в котельных (локальные инциденты не в счет). Приятно, конечно. Однако статистика готовности на начало этого отопительного сезона наводит на размышления и внушает опасения за судьбу этой «беспроигрышной серии». Помните директора дзержинской котельной, который сегодня работает без резервных котлов и тревожно спит по ночам? Так вот, точно такая же ситуация сегодня сложилась еще в 26 котельных страны: в Щучине, Сморгони, Лоеве, Речице, Фаниполе… А это значит, что температура в батареях здесь величина весьма нестабильная и тревожная. И зависит она только от одного фактора — повезет или нет.

На снимке: Юрий ЮЖИК: «Сидим, как на пороховой бочке».

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter