Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как построить эффективные отношения с начальником

Караул, меня не любит начальник!

Отношения с шефом всегда полны определенного напряжения. Не все складывается гладко, и поводов для этого великое множество. У руководителя свои ожидания в отношении подчиненных, а у тех – встречные претензии. Как же добиться обоюдного комфорта на работе?
Анетта ОРЛОВА, семейный психолог, кандидат социологических наук
Если у вас проблемы только на одном рабочем месте, не страшно. Но если конфликт перемещается вместе с сотрудником, надо принимать меры. Получается, что вы совершаете одни и те же ошибки, которые приводят к одинаковому результату.

Попробуем разобраться, что может превращать вас либо в конфликтного человека, либо в козла отпущения. 


Все мы родом из детства

Детский опыт сильно влияет на наше поведение. Это касается и рабочих отношений тоже. Начальник – значимая фигура, он способен изменить наше будущее. Раньше мы так зависели от родителей. И каждый из нас в определенной степени переносит на отношения с начальником свой стиль взаимодействия с отцом и матерью. Тут можно выделить несколько сценариев.

Я вырос, теперь буду делать все по-своему 

В подростковом возрасте контролирующие родители передавили вас своими требованиями, и наконец вы запротестовали. Почувствовали свою силу и научились говорить им «нет». То есть вы вошли в это состояние и в нем остались. Ваше мнение всегда отличается от других, особенно от тех, кто дает вам задания. Вы все время спорите, потому что согласиться для вас значит проиграть.

Начальник, постоянно сталкиваясь с несогласием, должен тратить больше сил, отстаивая свою позицию. Он начинает подмечать ваши недостатки и сам старается не соглашаться. Так постепенно отношения портятся.

Торопиться не надо 

Если с родителями было трудно спорить и вы учились терпеть и выполнять, значит, отлично освоили навык затягивания, молчаливого противостояния: «Да, я достигну этой цели, но мне сразу дадут новую, и все повторится». В работе такой человек может превратиться в «якорь». Он больше молчит на совещаниях, вроде бы со всем соглашается, а потом тратит весь свой интеллект, чтобы притормозить процесс, причем обоснованно. Кажется, придраться начальнику не к чему, но его бессознательная агрессия растет.

Маша лучше!

Родители любили сравнивать вас с Машей или Сашей из соседнего подъезда? Так в ребенке культивируют вирус зависти и ревности, которые потом будут сопровождать его всю жизнь. Как только начальник похвалит коллегу, вы воспринимаете это как критику вашей работы. Обида будет душить, а ощущение, что вас обесценивают, не дает нормально выполнять работу. Шеф начинает удивляться внезапным перепадам вашего настроения. Вы у него будете ассоциироваться с нестабильностью и враждебностью. 

В таких ситуациях нужно повторять себе: «Я уже не маленькая девочка, и похвала другому не означает, что мной недовольны». И самое главное, начинайте замечать, когда начальник хвалит вас.
Каждый начальник любит веселых, дружных, позитивных сотрудников

Вы сами во всем виноваты

Если у ребенка не было права на ошибку, его часто и серьезно наказывали, он начинает защищаться. Это либо отказ брать ответственность за свои действия, либо перекладывание вины на других людей, а то и откровенное нападение. С таким сотрудником не получается договориться не только у начальника, но и у коллег. В какой-то момент человек просто остается один. Начальник его сначала избегает, а потом от него избавляется.

Вспомните, что вы выросли. Сейчас признание своей ошибки не катастрофа. Попробуйте произнести такую фразу: «Поправьте меня, если я ошибаюсь». Постепенно вы научитесь признавать свои ошибки в сложных ситуациях и почувствуете, что этот навык делает вас только успешнее.

Ты мне не указ

Иногда начальник оказывается младше вас или, как вам кажется, не столь компетентен. И у вас возникает внутреннее убеждение, что он занимает свое место незаслуженно. Как только руководитель почувствует подобный настрой, вы станете для него угрозой. Он перестанет оценивать такого сотрудника с позиции эффективности и профессионализма. Он будет его опасаться, а значит, придираться, пы­таться обес­ценить и избавиться.

Чтобы ваше отношение изменилось, найдите три общие черты, которые бы вас объединяли с начальником. Эти качества должны быть значимыми, например, «мы оба внешне строгие, а на самом деле эмоциональные», «мы оба умеем сдерживать свои эмоции». Напишите на листочке и запомните. Ориентируйтесь на эти качества, когда будете находиться в обществе начальника. По такой же схеме найдите пару отличительных особенностей, которые вы в нем цените и которым хотели бы научиться.

Пишем новый сценарий

• Задавайте руководителю вопросы, на которые у него точно есть ответ. Спрашивайте совета как эксперта и следуйте ему. Таким образом вы даете понять, что принимаете его роль начальника, не доказываете свое превосходство.

• Учитесь принимать замечания без враждебности и обид – лишь как способ улучшить свою работу. Используйте интеллект начальника в собственных целях.

• Никогда не говорите плохо о своем шефе. Вы даже не узнаете, как люди вырвут из контекста отдельную фразу и будут ее использовать в качестве инструмента влияния на начальника.

• Регулярно проверяйте себя на позитивное отношение к начальнику.

• Если вам трудно, говорите начальнику, что именно вы хотели бы изменить, – только без упреков и шантажа.

Анетта ОРЛОВА, ООО «ТН-СТОЛИЦА» (специально для «ЗН») 

Фото iStock.com/Gettyimages.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter