Радует, что увеличение произошло по таким значимым позициям, как молочная и мясная продукция. Молоко и молокопродукты в денежном выражении приросли на 13,3 процента, мясо и мясопродукты — 3,4. Валюты получили больше за счет роста средних цен на 20 процентов на молоко и на 1 — на мясо.
Помню, еще четыре года назад порой нелестно отзывался о переработчиках. И было за что. Правительство ставило задачу диверсифицировать экспорт продовольствия, нарастить поставки на новые рынки. Вместо этого шло увеличение продаж в Россию. Ее доля доходила чуть ли не до 95 процентов.
Но уже в 2017-м ситуация стала меняться. Несмотря на рост продаж в Россию, ее удельный вес стал падать. Зато увеличилось число стран, покупающих наши продукты. В 2016-м их было 56, через год 63. В минувшем году впервые перешагнули за сотню — экспортировали продукцию АПК в 104 государства.
Наметившаяся тенденция с диверсификацией продолжилась в этом году. В январе в Россию поставлено сельхозпродукции и продуктов питания на 350,5 миллиона долларов — плюс 5,1 процента к соответствующему периоду прошлого года. Но доля восточной соседки сократилась на 2,3 процента — до 77,5.
В последнее время стремительно растет экспорт в Китай. За первый месяц поставки сельхозпродукции и продуктов питания туда увеличились к прошлогоднему январю сразу на 53 процента — до 7,8 миллиона долларов. Причем если молочные продукты прибавили 7,3 процента, то мясные — почти в три раза.
У всех на слуху коронавирус, ограничения на перемещения, связанные с ним, и возможные экономические потери. Уже сейчас понятно, что больше всего в мире пострадает туристическая сфера, перевозки пассажиров, прежде всего авиатранспортом. Ну а как же экспорт АПК?
Специалисты, с которыми эту тему обсуждал, осторожны в прогнозах, но все же полагают, что больших проблем с поставками сельхозпродукции и продуктов питания на внешний рынок быть не должно. Ведь независимо от того, болеют люди или здоровы, введен карантин или нет, всегда всем надо кушать несколько раз в день. Да, вероятны некоторые временные задержки, связанные с тем, что где-то придется чуть больше простоять транспортным средствам на пропускных пунктах для дополнительной проверки водителей. Но, с другой стороны, в странах, которые наиболее пострадали от коронавируса, не исключено снижение производства продовольствия. Значит, может вырасти и спрос на некоторые наши продовольственные товары на внешнем рынке.
Как бы ни складывалась ситуация, задача для экспортеров АПК остается прежней: увеличить в 2020 году поставки за рубеж на 4,2 процента и довести до 5,7 миллиарда долларов. При этом увеличить присутствие в тех странах, куда уже реализуем продукцию, и активно искать новые рынки сбыта. Сейчас особенно возрастает роль маркетинговых служб экспортеров. Раньше критиковал их за то, что неактивно вводят в штат специалистов со знанием иностранных языков. В последнее время ситуация стала меняться в лучшую сторону. Все больше появляется маркетологов, владеющих, например, китайским языком.