Каракумы. Соль и солнце

Новые шансы в пустыне

Новые шансы в пустыне


Час из Ашгабата на самолете. Затем четырехчасовое сафари на джипах. И мы попадаем в солончаковую пустыню, со всех сторон окруженную средней величины горными хребтами. В 30 километрах отсюда начинается Афганистан. Примерно столько же до узбекской границы. Именно здесь должен появиться горно–обогатительный комбинат по производству калийных удобрений.


«Мне очень приятно, что на этом празднике мы не просто почетные гости, — сказал вчера Александр Лукашенко на церемонии закладки капсулы с посланием в фундамент будущего предприятия, — а непосредственные участники важного дела, масштабного инвестиционного проекта». Позавчера, напомню, Беларусь и Туркменистан подписали рамочное соглашение о строительстве комплекса.


«Такой выбор полностью оправдан, — говорит Президент. — Ведь наша страна имеет богатый опыт как в разработке месторождений, так и в производстве и экспорте минеральных удобрений». Кроме того, по его словам, сотрудничество с Беларусью дает гарантию не только качества работ, но и исполнительской и финансовой дисциплины. Строительство — лишь одна часть комплексного проекта. Поставка техники, обучение специалистов — все это крепче свяжет Минск и Ашгабат. «Мы закладываем капсулу не просто в основание нового предприятия, но и в фундамент дружбы между нашими народами», — сказал Президент.


...Говорят, Москва — это еще не Россия. Мне кажется, то же справедливо в отношении Ашгабата и Туркменистана. Среди столичных высоток из белого мрамора, фонтанов и золоченых статуй порой бывает сложно разглядеть людей. Покидая столицу, окунаешься совсем в другой, живой и увлекательный мир. Цветные хлопковые поля и благоухающие, будто сошедшие с гравюры, сады — и это же сколько труда нужно в них вложить! — сменяются безжизненными солончаками, при виде которых, кажется, пересыхают губы и рука сама тянется к бутылке с водой. Жара — больше сорока градусов, и только включенный на полную мощность кондиционер в машине спасает тебя от палящего зноя.


Раз по дороге нам повстречались живописные развалины — остатки древней цивилизации. Что до жилых сел, то они показались мне очень ухоженными. Видно, что люди выжимают максимум из отведенного природой. Дисциплина, конечно, тоже строгая...


«А это ваши люди делают», — говорит водитель нашего джипа, показывая на строящийся мост через Амударью. Выяснилось, что строят все–таки украинцы, но не суть. Река в этой части страны довольно полноводная. В Средней Азии вода, несущая жизнь, дороже нефти. Впрочем, нефти тоже немало. Еще больше природного газа.


Туркменистан использует свои природные ресурсы для укрепления независимости и суверенитета. Гарлыкское месторождение калийных солей станет новым источником доходов для этой страны.


«От этого выиграют оба народа», — заявил вчера Гурбангулы Бердымухамедов по поводу совместного производства минеральных удобрений.


С белорусской стороны партнером выступает Белгорхимпром. Недавно открывшийся в Беларуси Краснослободский рудник — это его разработка. Генеральный директор предприятия Анатолий Смычник рассказывал, что на горно–обогатительном комбинате планируется производить до полутора миллионов тонн калийных удобрений в год. Стоимость этого объема на мировом рынке — приблизительно миллиард долларов. Для сравнения: весь годовой ВВП Туркменистана сегодня немногим превышает 15 миллиардов долларов.


Для Беларуси проект также выгодный и своевременный. Ведь наша страна сегодня является не только одним из основных добытчиков калийной соли, но и одним из ведущих продавцов ее на мировом рынке. Через сбытовую сеть Белорусской калийной компании могли бы продаваться и туркменские удобрения...


Как я понял, контракт на разработку Гарлыкского месторождения пока еще все–таки не заключен. Если все пойдет хорошо, планируется ударить по рукам где–то осенью. О стоимости работ генеральный директор Белгорхимпрома говорить воздерживается. «Какой хотя бы порядок цифр? Десятки миллионов долларов? Сотни?» — допытываюсь я. «Даже не сотни»... Других уточнений от собеседника я не получил.


Но сам президент Туркменистана вчера сказал, что первая очередь комплекса — это примерно миллиард долларов. Газета «Нейтральный Туркменистан» написала о двух миллиардах. Видимо, имея в виду уже конечную стоимость строительства...


Туркменистан.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter