Капризы климата

Легкое отношение к вопросу климата понятно, но не оправданно

Верно ли утверждение, что у природы нет плохой погоды

Аномально холодный январь этого года, ранняя весна. Солнце вперемежку со снегопадами. Природа как будто проверяет человека на прочность. Впрочем, как неустанно говорят климатологи, наша страна еще не в самых худших условиях. У нас нет таких ливней и оползней, которые атаковали в январе Италию и Францию, морозов до -40, как в Норвегии, которые в этом году превратили в лед залив Ловунд и заморозили тысячи рыб. Все это — одна из граней меняющегося климата. Очевидным стало среднегодовое повышение температурного фона планеты, которое величают глобальным потеплением. Этот термин все прочнее входит в наш обиход. Но, может, если мы не «плывем», не замерзаем, не страдаем от извержений вулканов, так и волноваться нам не о чем?

Климат — понятие общепланетное и не знает границ. Потому мы часто ощущаем отголоски заокеанских землетрясений и других природных катаклизмов. Не говоря уже о циклонах, которые последнее время все чаще заглядывают к нам, будоража наше спокойствие, как прошлогодний «Хавьер». Вот и нынешний март не стал исключением. Три разных циклона, хотя и не столь пугающих, обрушились на Беларусь только за одну неделю, принеся с собой снег, понижение температур и ураганные ветры. Кажется, подумаешь, ветер! А ведь он вмешался в жизнь более тысячи деревень, которые оказались без света в связи с обрывами на линии электропередачи. И это не только неудобство для людей, но и многомиллионные затраты государства на восстановление.

«Вопрос климата, — говорит ученый секретарь ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси» кандидат технических наук Олег Белый, — актуален во все времена. Другое дело, что, когда он благоприятный, мы его не замечаем. Вспоминаем только тогда, когда происходит какой-то сбой, аномалия, когда он вмешивается в наши планы и приносит неудобства». Легкое отношение к вопросам климата, по словам собеседника, понятно, но не оправданно. Можно заниматься самоуспокоением, мол, от меня мало что зависит, и с покорностью принимать все климатические удары. Но хватит ли у природы запаса прочности?

Впрочем, теорий, по каким причинам меняется климат, великое множество, говорит Олег Белый: от изменения магнитного поля Земли, наклона ее оси, солнечной активности до парникового эффекта. Вместе с тем более 2 тысяч исследований, в которых было задействовано более 9 тысяч ученых из различных стран, подтвердили тот факт, что виной глобального потепления планеты стало антропогенное воздействие. А значит, человек, нарушивший экологическое равновесие Земли, должен отвечать за свои поступки.

Многие страны, подписавшие небезызвестный Киотский протокол, реализовали ряд мер и продолжают работы по смягчению воздействия на климат. Другое дело, что крупнейшие мировые производители, в том числе США и Китай, а следовательно, важнейшие игроки на климатической арене, участия в этом процессе так и не приняли. Так, может, и Беларуси, выбросы которой составляют всего 0,5 процента от общего объема выбросов парниковых газов, стараться не стоит? Что изменит наш скромный вклад? В первую очередь, по словам собеседника, работа в русле снижения парникового эффекта, — имидж страны, заботящейся о завтрашнем дне, пример для других. Во вторую — работа на энергоэффективность.

«К сожалению, наши промышленные и энергогенерирующие производства в 1,5—2 раза более затратны, чем во многих других странах, — отмечает Олег Белый. — Поэтому стремление снизить выбросы в окружающую среду — еще и способ экономии энергии. Чем меньше энергопотребление, тем выше энергобезопасность страны, тем дешевле товар, услуга и тем меньше вреда промышленность наносит природе».

Как сократить энергозатраты и снизить влияние на окружающую среду? Внедрять новые и совершенствовать имеющиеся технологии, использовать возобновляемую энергетику. Большой потенциал, по его словам, заложен в энергии ветра, солнца, биомассе, а также в банальном мусоре, которого ежегодно мы производим более 4 миллионов тонн. «Твердые коммунальные отходы мы должны пускать как на вторичную переработку, изготавливая товар из того, что шло на выброс, так и на производство энергии, — говорит он. — А сегодня на имеющиехя 160 крупных полигонах работает всего 6 установок по добыче метана. Если мы не сработаем вовремя и не начнем добывать энергию из возобновляемых источников и отходов, отстанем. А догонять всегда сложно».

Хотим мы того или нет, отмахнуться от климатических изменений, как от назойливой мухи, не получится. Помимо природных катаклизмов, потепление грозит человечеству в том числе и болезнями. Об этом говорит Всемирная организация здравоохранения. Тепловые удары, сердечные и респираторные заболевания... Достаточно вспомнить лето 2003 года в Европе. Тогда из-за чрезвычайно высокой температуры погибло на 35 000 людей больше, чем в предыдущие годы. Над этим тоже следует задуматься.

«По прогнозам, если не предпринимать никаких мер и средняя температура на планете увеличится на 1,5 градуса, это приведет к интенсивному таянию ледников на южных и северных полярных «шапках», что вызовет повышение уровня Мирового океана и обернется трагедией для ряда островных и других стран. Таких, как, например, Дания, Голландия», — говорит Олег Белый.

Планета — живое эволюционирующее существо. Мы попадаем из одного периода ее жизни в другой. Человечеству сложно ориентироваться, ведь планетарные изменения происходят миллионы лет, но делать это нужно. Мы должны мобильнее анализировать эти изменения, чтобы успевать адаптировать промышленность, сельское хозяйство. Кто предупрежден, тот вооружен. «Кроме того, надо понимать, что каждый из нас причастен к общему делу и вносит вклад в климатическую копилку, выбрасывая мусор, используя автомобиль, разрабатывая новую энергосберегающую технологию», — говорит ученый. 

----------------------------------

Аномальный рейтинг

1. «Тысяча восемьсот насмерть замерзших»

В 1816 году в Западной Европе и Северной Америке была необычайно холодная погода. До сегодняшнего дня он остается самым холодным годом с начала документирования метеорологических наблюдений. В США его также прозвали «тысяча восемьсот насмерть замерзших». Лишь в 1920 году американский исследователь климата Уильям Хамфрейс нашел объяснение этой аномалии. Он связал изменение климата с извержением вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава. Массивный выброс пепла в атмосферу, составлявший 150 км куб., вызвал эффект вулканической зимы в Северном полушарии.

2. Снег. Первый и последний

Климат в Майами тропический муссонный с жаркими и влажными летними периодами и короткими теплыми зимами, с четко выраженным сезоном засухи зимой. Здесь снег видели лишь однажды — 19 января 1977 года.

3. Потепление, стой! Раз, два…

Самое резкое потепление наблюдалось в Спирфише, штат Южная Дакота, США, где в 7.30 утра в течение 2 минут температура поднялась на 27,2° С, от -20° С до +7,2° С.

4. Два жарких рекорда в июне, десять — в июле

Летом 2010 года в России была палящая, невыносимая жара, температура в некоторых районах достигала 40 °С. Около 15 тысяч людей скончались от теплового удара. Жаркая погода продолжалась весь июль и август. Были установлены суточные рекорды максимальной температуры: два в июне, десять в июле.

5. Февральская весна в Альберте

В канадской провинции Альберта каждые несколько лет бывает период теплой погоды, известный как чинук. Однако именно этот чинук был самым заметным 27 февраля 1992 года. Южная Альберта купалась в теплых лучах солнца, и в Калгари температура достигала +22,6° С. Для сравнения: средняя температура в это время +1,3° С.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter