Капризы «госпожи» жировки

ДОБРЫЙ ДЕНЬ, дорогая редакция! С интересом прочитал статью Игоря Филиппенко «Товарищ ЖЭС, госпожа жировка…» («БН» за 6 января 2012 года). В ней весьма подробно рассказывается об оплате жилищно-коммунальных услуг гражданами Беларуси. Кроме того, эта же проблема была затронута в материале Инны Гармель «Кто очистит воду, укротит «норовистые» фонари, укажет путь к поселку?» («БН» за 3 декабря 2011 года), где житель небольшого поселка на Витебщине Николай АНИСЬКОВ тоже поднимает вопрос — так кому и сколько мы платим за ЖКУ? Хотел бы присоединиться к дискуссии, высказать свою точку зрения…

Почему копейка, потраченная на услуги ЖКХ, пока рубль не бережет?

ДОБРЫЙ ДЕНЬ, дорогая редакция! С интересом прочитал статью Игоря Филиппенко «Товарищ ЖЭС, госпожа жировка…» («БН» за 6 января 2012 года). В ней весьма подробно рассказывается об оплате жилищно-коммунальных услуг гражданами Беларуси. Кроме того, эта же проблема была затронута в материале Инны Гармель «Кто очистит воду, укротит «норовистые» фонари, укажет путь к поселку?» («БН» за 3 декабря 2011 года), где житель небольшого поселка на Витебщине Николай АНИСЬКОВ тоже поднимает вопрос — так кому и сколько мы платим за ЖКУ? Хотел бы присоединиться к дискуссии, высказать свою точку зрения…

Вывод, который делает Игорь Филиппенко, заключается в том, что «защищать семейный бюджет мы можем только с помощью ручки крана и выключателя, то есть регулировать потребление воды и электроэнергии. Все остальные строчки в жировке от нас не зависят никак. Суммы отчислений на капремонт, техобслуживание, отопление и т. д. рассчитывает нам ЖЭС…» С этим трудно спорить — никто не отрицает необходимости экономии, но вот с помощью чего? Например, граждан сагитировали активно использовать энергосберегающие люминесцентные лампы. Экономия на оплате электроэнергии? Но значительно большую сумму эти самые лампы забирают при покупке, а, перегорая, не окупают даже затраты на приобретение. Добавим: такие лампочки приходится приобретать в основном импортные — в этом случае деньги идут не на счет структур «Белэнерго», а зарубежным производителям данной дорогостоящей продукции. Кто в выигрыше от такой «экономии»?

Сегодня коммунальщики массово продвигают установку приборов учета электроэнергии для применения дифференцированных тарифов. Прибор с установкой «потянет» на более чем полмиллиона рублей. Нас убеждают: окупится такое приобретение за два года. Но — это мое мнение — проблема в том, что «поголовный» индивидуальный (поквартирный) учет не позволяет, в принципе, экономить ни воду, ни электроэнергию в масштабах государства, так как перерасход этих ресурсов идет не столько у населения, сколько у организаций, предоставляющих услуги! Приборы учета фиксируют объем «предоставленной услуги», и население передает в коммерческую организацию размер «потребленной услуги», а ЖЭС выставляет жировку для оплаты. В итоге, полагаю, имеем дело с иллюзией экономии ресурсов, так как в этом случае «экономия» не равна «учету». Получается, как в мультфильме «Козленок, который умел считать до десяти»: достаточно пересчитать животных на тонущем корабле, и можно избежать кораблекрушения.

Для повышения объемов реального поступления денег на свои счета коммунальщики инициировали такую практику — установить фиксированные объемы потребленных услуг на человека, квартиру. А на объемы услуг, которые сверх норм, ввести «тарифы, обеспечивающие экономически обоснованные затраты». Насколько прозрачны и понятны для простого человека выражения «тариф, обеспечивающий экономически обоснованные затраты» и «возмещение реальной стоимости услуг ЖКХ»? Никакой расшифровки и близко не дается. А надо бы, по-моему, минуя всех посредников, в лице коммерческих организаций, предоставляющих соответствующие услуги населению, довести до белорусов через СМИ прозрачную калькуляцию (расчет) себестоимости единицы (кВт/ч, Гкал и так далее) оказываемой услуги, с непременной раскладкой по статьям расходов: на закупку сырья, основных средств, зарплаты (с начислениями) и прочее… Исходя из этой калькуляции любой человек, даже без высшего образования, при изменении цен на импортное сырье, другие параметры, в состоянии смоделировать объем затрат по жировкам ЖКХ. Необходимо также четко представить схему перекрестного субсидирования ЖКУ.

В чем я вижу выход? На мой взгляд, должны быть групповые электронные приборы учета потребляемых услуг — на уровне каждого жилого дома и населенного пункта в целом, а не на уровне каждого жильца или квартиры. Только в комплексе, наведя порядок и прозрачность в работе организаций, предоставляющих услуги ЖКХ, можно подходить к обоснованию установления каких-либо норм потребления для граждан. Ведь в противном случае копейка рубль не сбережет, а только еще больше запутает всю «арифметику» ЖКУ, и так теперь непрозрачную…

С уважением, Валерий СОЛЯНИК, кандидат сельскохозяйственных наук

г. Жодино

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

В ТЕМУ

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Беларуси: «Доля расходов на оплату ЖКУ в структуре потребительских расходов семьи в Беларуси снизилась...»

На публикацию «Кто очистит воду, укротит «норовистые» фонари, укажет путь к поселку?» откликнулось Министерство жилищно-коммунального хозяйства. В ответ на критическую реплику читателя «БН» Николая Аниськова из поселка Крулевщина Докшицкого района в официальном реагировании сообщается следующее:

«В целях выполнения поручений Правительства Республики Беларусь, а также обязательств перед Антикризисным фондом ЕврАзЭс по достижению уровня возмещения населением затрат на оказание ЖКУ населению в размере 30 процентов в 2011 году проводилась работа по поэтапному повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.

Пересмотр тарифов на ЖКУ проводился с учетом роста доходов населения и цен на энергоресурсы, а также совершенствования форм социальной поддержки малообеспеченных семей по оплате коммунальных услуг.

В результате указанного повышения тарифов уровень возмещения затрат населением действующими тарифами за 11 месяцев 2011 года составил 19,8 процента по услугам, оказываемым организациями жилищно-коммунального хозяйства системы Минжилкомхоза. Доля расходов на оплату ЖКУ в структуре потребительских расходов семьи в Республике Беларусь снизилась с 7,2 процента за 9 месяцев 2010 года до 5,8 процента за соответствующий период 2011 года.

Что касается повышения тарифов на помывку в общественной бане, то для такого заведения в Крулевщине установлен предельный тариф — 7000 рублей. По состоянию на май 2011 года он составлял 4000 рублей. Повышение до предельного уровня производилось постепенно, не более чем по 10 процентов в месяц. Таким образом, последнее повышение тарифа было в ноябре 2011 года, и с этого момента плата за услугу, предоставляемую общим отделением бани, составляет 7000 рублей».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter