Сельская газета

Капитаны в рыночном море или «мальчики для битья»?

Почему трудно найти желающих на должность начальника райсельхозпрода?

Почти никто из руководителей хозяйств не мечтает стать начальником райсельхозпрода — парадокс, основанный на перекосах «сверху»


ПРЕСТИЖНА ли должность начальника управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома? Если да, то почему в некоторых районах она вакантна по году и больше и руководители хозяйств отказываются идти на эту привлекательную на первый взгляд работу? Если нет, что можно сделать по исправлению? И кому это желательно сделать? Не один год специалисты, да и общество спорят на эту тему. А воз и ныне там. Как было не загнать талантливых руководителей в это кресло, так и остается. В чем дело?


В РОССОНЫ назначили начальника управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкома. Выделили дом со всеми удобствами. Поработал год. Посчитал, что трудно. Уехал. Должность свободна уже полгода. Почему нет желающих?

Председатель Россонского райисполкома Александр Шубский считает: не у всех хватает смелости браться за сложное дело. Люди хотят комфортных условий труда. Никто не желает возлагать на себя непомерный груз множества проблем, работать, не считаясь с личным временем. Не завлечешь и жильем. В райцентре в декабре сдан жилой дом, есть свободные квартиры. Если появится начальник райсельхозпрода, можно будет оперативно оформить льготный кредит и получить жилье.

Полгода уже нет начальников управления сельского хозяйства и продовольствия в Сенненском и Шумилинском райисполкомах.  У председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского  облисполкома Ивана Федорова на этот счет такое мнение:  кандидатуры трудно подобрать, работа тяжелая, не каждый отважится. 

Ну а как живется тем, кто на это все же отважился? Николай Баратынский работает начальником райсельхозпрода и одновременно заместителем председателя Полоцкого райисполкома уже 9 лет. Признается: хочется больше заниматься внедрением инновационных технологий. Это по логике должно быть главной задачей управления и его начальника. Например, сейчас он озабочен передовой  методикой выращивания телят, чтобы они давали высокие привесы и в оптимальные сроки вырастали до взрослого животного. Лично настоял, чтобы хозяйства устанавливали на технику счетчики расхода топлива. Сейчас руководители хозяйств рады: на некоторых видах работ экономия горючего до 40 процентов. У механизаторов исчезли лазейки для воровства. 

Несмотря на занятость, читает научно-производственные журналы, заглядывает в интернет. Ввел практику почти каждый вторник независимо от времени года проводить учебу руководителей и специалистов хозяйств в одном из сельхозпредприятий. Это дает возможность перенять лучший опыт. 

И все же, признается, чаще на первый план выходят текущие проблемы. Например, отвлекает от дел  множество бумаг. Вместе с Николаем Баратынским посмотрели почту за день. Распределение выпускников вузов — актуально, прогнозные показатели из области на год,  погашение долгов  — тоже.  Но немало и документов, которые непосредственно не касаются райсельхозпродов. Надо ли ими загружать начальника, когда приходится решать множество каждодневных местных проблем? Например, зачем знать, что в состав комиссий по продаже техники на столичных заводах включаются представители правоохранительных органов? 

Приходится постоянно  думать о  распределении топлива для хозяйств, минеральных удобрений,  своевременной выплате зарплаты. Правда, Полоцкому району в этом плане легче. Большинство хозяйств финансово относительно устойчиво. А как быть тем районам, где банковские счета сельхозпредприятий оставляют желать лучшего?

В этом случае начальнику райсельхозпрода не до инноваций. Надо брать на себя роль своеобразного завхоза. Схемы приходится придумывать всякие. Просить у богатых предприятий дать в долг тем, кто победнее.  Обращаться к молочному комбинату, чтобы выделил на зарплату в счет будущих поставок сырья. Конечно, есть подчиненные. Но все же нередко нужен авторитет именно начальника, чтобы вести переговоры с руководителями. 

Притчей во языцех давно стала проблема посевных площадей. Недавно от начальника областного уровня услышал: решать ее должен руководитель каждого конкретного хозяйства. Ему виднее, сколько,  что, когда и как сеять и убирать. Правда, оговорился, область доводит задания до районов, чтобы соблюсти государственные интересы. Любопытно, что под этим громким понятием каждый подразумевает свое. 

Например, в одном из регионов постоянно требовали расширять во имя этих же интересов площади под зерновые. На что несогласные отвечали: для пользы стране предпочтение нужно отдавать травам, без их достатка невозможно эффективное животноводство.  Зерно нужно, но оно не главное в рационе КРС. Используя этот аргумент, начальникам райсельхозпродов постоянно приходится отбиваться от навязываемых схем.

Сложилось мнение, что верхи не доверяют низам. Областному руководству кажется: оно опытнее, ему виднее, как правильно делать. В такой ситуации начальник управления вместе со своими подчиненными вынужден быть передаточным звеном, обязывать руководителей хозяйств выполнять лишь то, что требуют от него.  Но  ведь на местах лучше знают свои условия, могут точнее высчитать соотношения различных культур. 

Например, в ОАО «Новые Горяны» Полоцкого района  когда-то было 1100 гектаров зерновых. Директор Виссарион Нам решил оставить 700. Хватило. Зато появилась возможность значительно улучшить кормовую базу. Результат — за прошлый год надой от коровы 7 тысяч килограммов молока и устойчивое финансовое состояние. А если бы пошел на поводу у тех, кто требовал больших площадей под зерно?

И это не единственный парадокс нашего сельского хозяйства. Уже давно на разных уровнях твердят: главное — экономическая эффективность. Но при этом порой слова расходятся с делом. Райсельхозпроды были ретрансляторами указаний сверху на строительство новых молочно-товарных ферм  без учета финансового  положения хозяйств. Стоит ли удивляться, что так много предприятий стало на грань банкротства. Хорошо, что вовремя одумались, и теперь подобные проекты предлагают лишь тем, кто может отдавать кредиты. 

Еще одна проблема. Один из руководителей райсельхозпрода отработал 15 лет, на горизонте пенсия. Для обычной стажа достаточно, госслужащего — пока нет. Пробуем разобраться. Сегодня по законодательству если в райисполком приходит директор госпредприятия или школы, им независимо от срока работы на предыдущем месте добавляется 5 лет стажа госслужащего. Но руководители сельхозпредприятий в этот список не попадают. Правда, исключение сделано для тех, кто был председателем колхоза до 1 января 1992 года.

Именно это ограничение порождает нежелание руководителей после 40 лет возглавлять райсельхозпроды. Зачем оно в законе?! Разве председатель СПК или директор ОАО менее значим для общества, чем директор завода? И почему тот, кто возглавил колхоз до 1992-го, лучше коллеги, который стал у руля спустя год? Кстати, если бы человеку сразу добавляли 5 лет госслужбы за счет предыдущей работы, это увеличивало бы ему зарплату и служило стимулом для приглашения на должность.

Обратимся к советскому опыту. Тогда начальник райсельхозпрода единственный из всех заместителей председателя райисполкома был членом бюро райкома партии. Высокое положение в районной иерархии. При назначении на должность полагалась и важнейшая льгота — бесплатная квартира. Было бы наивно желать сейчас идти по такому же пути. Времена другие. Однако бонусы в части денежного, пенсионного или жилищного обеспечения надо все-таки предусмотреть. Они станут компенсацией за нелегкий повседневный труд.

Отдельно хочется сказать о культуре взаимоотношений в связке «начальник — подчиненный». Руководители хозяйств видят, как глава местной вертикали порой прилюдно обращается с начальником управления. Если замечают грубость, унижение, думают: так будет и со мной, стоит ли идти.

Случается и неделикатное отношение к аграрным топ-менеджерам со стороны областных комитетов и облисполкомов. Вот потенциальные претенденты на должность и не хотят примерять на себя роль козлов отпущения. 

Не хочу, чтобы у читателей сложилось мнение, будто эта проблема носит всеобъемлющий характер. Есть люди, которые вопреки трудностям становятся у руля райсельхозпродов и уверенно ведут вперед свой корабль в штормовом море рыночной экономики. 

Сергей Савицкий работает  первым заместителем председателя Дзержинского  райисполкома, начальником управления сельского хозяйства и продовольствия чуть больше четырех месяцев. Раньше был руководителем частного сельхозпредприятия в Столбцовском районе.  Несколько лет подряд оно выдавало хорошую динамику производства. Деловые качества директора заметило руководство Минской области, предложило возглавить райсельхозпрод. 

Сейчас Сергею Константиновичу 36 лет. Еще есть  возможность отработать 20 лет для получения пенсии госслужащего. Но он утверждает, что не это главный аргумент при согласии на новую должность. Захотелось попробовать себя в ином деле, реализовать некоторые задумки. Поэтому и не боялся сложностей, которые ожидали впереди.

Пока еще оптимист и  новый начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Солигорского райисполкома Александр  Лаптик. На мой вопрос, не страшны ли были предполагаемые трудности в этой должности, ответил вопросом: а почему настоящий мужчина должен бояться? Да, ответственность по сравнению с хозяйством возрастает. Но плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. 

Применительно к теме нашего  разговора можно сказать: хороший руководитель должен делать успешную карьеру. 

ВЫВОДЫ? Хочется того или нет, любому начальнику райсельхозпрода и его команде надо уметь решать две взаимосвязанные задачи. Требовать выполнения доведенных заданий по производству продукции: как говорят в народе, периодически подкручивать гайки руководителям и специалистам. И одновременно быть помощником, подсказывать, как на практике реализовывать те или иные технологии с учетом специфики сельхозпредприятий. Жизнь подсказывает главное:  управлению сельского хозяйства и продовольствия, как и руководителям хозяйств, сегодня нужна большая свобода действий, возможность экспериментировать. Ведь, право, кругом умные люди…

gedroiz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Александр,53,Бобруйск
Я вообще категорически не понимаю,зачем  стране нужна эта посредническая структура между руководителями сель- скохозяйственных предприятий и министерством,в частности в век информационных технологий,подменяя собой руко- водителей и главных специалистов хозяйств???
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?