Капитанский мостик... райагропромтехники

ПРАКТИЧЕСКИ все записи в его трудовой книжке связаны с работой на этом предприятии. Здесь бывший выпускник местной средней школы после неудачного поступления в БИМСХ в далеком 1959 году начинал учеником токаря.

Владимир Глебович в Воложине находился на нем почти четверть века/

ПРАКТИЧЕСКИ все записи в его трудовой книжке связаны с работой на этом предприятии. Здесь бывший выпускник местной средней школы после неудачного поступления в БИМСХ в далеком 1959 году начинал учеником токаря.

Еще будучи школьником, он днями пропадал в расположенной недалеко от дома кузнице. Интересно было смотреть, как дышат лемеха, врезается в металл сверло сверлильного станка, как раскаленный кусок металла в руках мастера-кузнеца превращается в разную домашнюю утварь. Возможно, это в какой-то степени тоже предопределило дальнейший выбор, а потом и судьбу Глебовича.

Он прекрасно понимал, что без высшего образования не обойтись. Просто диплом давал определенную специальность, а вместе с ней и больше возможностей устроиться в жизни. В этом убедился уже на третий год учебы, когда на предприятии предложили должность специалиста по кадрам. Он не скрывал, совмещать учебу и работу стало легче, токари работали тогда в две смены, занимались восстановлением техники. Заказов было, как говорится, хоть отбавляй.

6 лет пришлось сочетать учебу с работой, пока не освоил все тонкости инженера-механика социалистического сельского хозяйства — так называлась полученная специальность. Оказывается, для работы в другой системе такие специалисты, как он, тогда, можно сказать, не годились, не тот хозяйственный механизм...

— За время работы в системе сервисного обслуживания произошло немало различных изменений, — вспоминает собеседник, который возглавлял это предприятие 23 года. — Из бывшей «Сельхозтехники» были созданы самостоятельные предприятия «Сельэнерго», «Сельхозхимия», «Райагроснаб» и некоторые другие. С точки зрения сегодняшнего дня это скорее была беда, чем польза. Почему? Многое делалось для того, чтобы показать значимость обслуживающей организации.

По его мнению, о чем он не раз говорил, ничего разумного для хозяйств такая реорганизация не давала. Строились производственные площадки, конторы, склады, которые сегодня не заполнены. В первую очередь решались узковедомственные интересы.

Впрочем, когда-нибудь, возможно, будут говорить и о допущенных в последнее время просчетах, когда навешивали райагросервисам сельхозпредприятия. В результате у некоторых из них на первом месте оказались не сервисные услуги, а хозяйственная деятельность.

За время работы Глебович прошел все должностные ступеньки обслуживающей организации районного масштаба — был заместителем управляющего по производству, заместителем управляющего по транспорту, начальником литейного цеха, когда, по словам его отца, пришлось командовать деклассированными элементами. Справился. Если бы не получилось, то не предложили бы должность главного инженера «Сельхозтехники». Тем более что на таком уровне кадровые вопросы решались уже с ведома райкома партии. А чтобы приобщить к общественной жизни, некоторое время пришлось совмещать основную работу с должностью председателя рабочкома.

Руководящие кадры районного уровня в системе обслуживания сельского хозяйства меняли тогда довольно часто. По мнению Глебовича, на должности управляющих тогда присылали из других районов в первую очередь для карьерного роста. Поэтому некоторые долго не задерживались. Анатолий Полянский, например, от которого он принимал предприятие, пришел из Молодечно. Правда, в Воложине не жил, постоянно ездил домой.

От своего предшественника хозяйство принял небогатое — ремонтную мастерскую, цеха реставрации и транспорта — последний во многом определял благополучие предприятия. Однако развитие отрасли требовало укрепления материально-технической базы, в том числе и обслуживающих организаций. Поэтому было принято решение заложить в Воложине огромнейшую мастерскую, примерно на 3,5 тысячи квадратных метров, для ремонта тракторов ДТ-75. Даже несмотря на то, что в районе их было тогда немного. Глебович не раз задавал себе вопросы: зачем такой размах, чем потом занимать свободные площади? Задавал их и в вышестоящих инстанциях, что не всем было по душе, но убедительного ответа так и не получил. Разве что в конце концов удалось урезать площадку на один пролет.

У входа предприятия тогда установили арку, на постамент — макет трактора, который и теперь напоминает о тех днях и не полностью сбывшихся планах. Но не бывает, как говорится, худа без добра. Потом, когда промышленным предприятиям в тяжелые для них времена понадобилось искать смежников для размещения заказов, воложинские партнеры АПК со своими возможностями оказались очень кстати.

— С тракторным заводом зацепились тогда, до сих пор предприятие поддерживает с ним связи, — вспоминает бывший руководитель. — Потом нас нашел «Атлант», другие организации. При этом одновременно ремонтировали комбайны, оказывали хозяйствам другие услуги. За мою бытность появились СТО автомашин, парикмахерская, здравпункт, зубной кабинет, аптека, детский сад, другие социальные объекты. Тогда иметь их было модно. Приходилось идти с жизнью в ногу, хотя заниматься воспитанием детей — это не функции сервисов.

Своим детищем Глебович считает пластмассовое производство, которое в копилку райагропромтехники по сей день приносит неплохой доход. Не без участия руководителя она стала дилером Минского тракторного завода. Но что очень важно — удалось сохранить предприятие и придать ему, можно сказать, дополнительные силы для развития. И сегодня добрым словом вспоминают его те, с кем когда-то довелось работать.

— С Глебовичем знаком с девяностых годов, — с душевной теплотой отзывается о нем заместитель директора райагропромтехники Павел Щербаков. — А до этого пересекался с ним во время работы главным инженером колхоза «Богдановский». Он хорошо знал дело, умел работать с людьми, что очень важно руководителю любого ранга, и имел свою точку зрения.

Что больше всего запомнилось за время работы? Однажды во время поездки по району передали по радиостанции — срочно прибыть в райком партии на заседание бюро. Зачем, что случилось, перебирал различные варианты Глебович. На работе как будто все в порядке. А может быть, по случаю юбилея — ведь сегодня как раз 25 лет партийного стажа, видимо, хотят поздравить.

Не успел зайти в зал, как сразу же поставили в торец стола. И тут же последовал вопрос первого секретаря: почему несвоевременно вернули бумагу, которая находится на контроле райкома. Пришлось вспомнить о какой-то записке, оправдываться.

После некоторого нагоняя ограничились обсуждением.

Можно представить, какое в душе было состояние после такого неожиданного поздравления…

По сей день Глебович считает, что для Воложинского района нужно было сделать исключение и оставить два юридических лица – «Сельхозтехнику» и «Сельхозхимию». Общее дело от этого только выиграло бы. Но получилось так, как есть, и с этим нужно считаться. Благо предприятие сегодня остается одним из лучших в системе сервисного обслуживания сельского хозяйства. В этом есть и его заслуга.

Анатолий Цыбулько, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter