Капитан, улыбнитесь!

Трудных подростков не бывает. В этом уверен лучший «детский» участковый страны
Трудных подростков не бывает. В этом уверен лучший «детский» участковый страны

Несколько дней подряд старший участковый инспектор по делам несовершеннолетних Железнодорожного РОВД Гомеля Александр Кудласевич выкраивал для меня время. Я не торопила, потому что понимала: под «крылом» офицера — пять школ, одно училище, трудные семьи, проблемные подростки плюс стажировка начинающих коллег. Когда уж тут разговоры разговаривать? Но лучший «детский» инспектор страны все–таки нашел для меня час... во время работы со школярами.

Возле кабинета социального педагога, где вел «прием» участковый Кудласевич (классический дядя Степа!), толпилась детвора — по всему видно, потенциальные кандидаты на задушевную беседу о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Молодая учительница держала за руку белобрысого мальчика. Тот смотрел круглыми глазами на дядю в милицейской форме и теребил рукав.

— Вот полюбуйтесь, Александр Алексеевич. Это наш Сережа. Не знаем, что делать. Язык показывает учительнице, рожицы корчит, убегает, — сыпала «компроматом» классный руководитель. К разговорам подключилась социальный педагог, у которой тоже накопилось... Участковый внимательно слушал. Мальчишка молча блуждал взглядом по потолку.

— А теперь, Сережа, расскажи, что у тебя за беда? — Кудласевич ободряюще улыбался.

Кажется, паренек ожидал от милиционера всего, кроме участия. Набрал полную грудь воздуха и... в слезы: «Не буду больше».

— Вот и славно. Проверю, как умеешь слово держать.

На первом республиканском конкурсе среди участковых милиционеров, который прошел недавно в Бресте, гомельчанин Александр Кудласевич был признан лучшим инспектором ИДН. Вот только в роли победителя чувствует себя не очень уверенно («Среди коллег я видел более достойных»), хотя с удовольствием вспоминает, как радовалось этой победе его подопечное ПТУ–67. Зато с подростками он полностью в своей тарелке. Участковому только 29, за плечами — недолгое учительство в сельской школе, пять лет работы «взрослым» участковым в Калинковичах и два года в ИДН, от чего пока, по его словам, испытывает истинное профессиональное удовольствие...

— И в чем удовольствие от работы, хотелось бы уточнить? Вы надеетесь вразумить этих недорослей? — я добивалась минимума розовых красок.

— Конечно, надеюсь. С ними порой достаточно просто поговорить. Я, например, точно знаю: плохих детей не бывает, плохими бывают ситуации, в которые они попадают. Если вовремя за детей взяться, то ситуацию можно разрулить или вообще исключить. Вот хотя бы Сережа, который только что здесь стоял. Он сейчас нуждается во внимании, потом может быть поздно. Хотя и «поздними» занимаешься до победного, — махнул рукой Кудласевич. — У меня таких 5 — 6 постоянных любимчиков — трудные пацаны, слишком запущенные. Им посвящаешь уйму времени, вот только не всегда получаешь результат.

Результатом Кудласевич называет, к примеру, такой случай. Замечательная, добрая мама воспитывает 13–летнюю дочь, и наступает момент, когда та начинает убегать из дому. Родительница в панике. Закрывает чадо на замок, но не помогает. Мама идет к участковому. Сидят, думают. Потом Кудласевич по–взрослому договаривается с девочкой: вот тебе время на уроки, а вот тебе время на прогулки. Буду лично контролировать. За месяц проблема решилась. Или другой случай. Два школяра попадаются с пивом на улице. Участковый берет мальчишек в оборот. Под диктовку они десять раз переписывают ту самую статью Административного кодекса, по которой им «светит». Пока этих подростков с пивом больше не видели. А вот еще примерчик. На очередной «разбор полетов» учительница привела злостного любителя пострелять из рогатки и погромыхать петардами в школьном дворе. Участковый поговорил с мальцом и... записал его в тир. Наблюдает за «кадром»: лишняя энергия вроде вошла в полезное русло.

Кудласевич уверяет, что нет у него специальных методик. Однако есть вещи, которых он не приемлет. Например, читать в классе лекции всем. «Работать надо глаза в глаза, — говорит участковый. — Тогда больше шансов, что тебя услышат». Он не понимает, когда в школе звучит: «Вот придет милиционер — он тебе покажет». «Милиционер не пугало» — опять же личное мнение Кудласевича, который убежден, что детей страхом не возьмешь, они раскрываются только тогда, когда доверяют. Собственно, в его «подшефных» школах об этом уже знают и лишний раз не сотрясают воздух пустыми угрозами. И еще есть три «биографических» принципа, которые лучший «детский» инспектор страны считает для себя незыблемыми: идти к детворе с улыбкой, быть справедливым и никогда не обманывать. Даже если обещал просто проверить дневник...

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter