Капитал доверия

Власть не намерена заигрывать с теми, кто откровенно мутит воду.
Среди многочисленных комментариев по поводу посещения Президентом рынка в Минском микрорайоне Малиновка в одной из газет я прочел и такой. Дескать, предприниматели с рынков «Ждановичи» и «Динамо», где часть торговых мест пустует якобы в знак протеста, недоумевают, почему Александр Лукашенко приехал не к ним, а к коммерсантам, которые работали даже в день заявленной всеобщей забастовки. Странный вопрос, если учесть, что сам Президент ответил на него предельно четко. Диалога в стиле базарного торга — по принципу «кто громче крикнет, тот и прав» — не будет ни при каких обстоятельствах. Власть не намерена заигрывать с теми, кто откровенно мутит воду. И если какая–либо проблема существует, то обсуждаться она может лишь со стороной, реально заинтересованной в ее решении. А не с теми, кто пытается использовать сложности в качестве инструмента для достижения неких личных целей. В итоге в Малиновке, как известно, состоялся очень глубокий и основательный разговор, результатом которого стало заявление, что уже в ближайшие дни будут сформулированы варианты решения проблем. И вчера Президенту был представлен проект нормативного акта, цель которого — сформировать более совершенные условия для деятельности индивидуальных предпринимателей.

Александр Лукашенко сразу выделил несколько основополагающих принципов стимулирования государством работы мелких коммерсантов. Ключевой момент — налоги, святая обязанность каждого честного бизнесмена. Дилемма платить их или нет не может обсуждаться в принципе. Иной формы цивилизованных взаимоотношений государства и бизнеса в мире не существует. Это непреложный факт. Но коль предприниматели стали испытывать сложности экономического характера с введением 18–процентного НДС, то, понимая проблему, государство взяло на себя обязательство формирования таких условий работы, которые компенсировали бы потери от дополнительных налоговых отчислений.

Прежде всего аренда. Президент отметил даже некоторую радикальность внесенных предложений, в случае принятия которых платежи предпринимателей за торговые места сократятся в 5 — 10 раз. А ведь именно эти затраты дают львиную долю всех расходов коммерсантов, и такое их понижение, в сущности, покрывает НДС полностью.

Однако Президент обратил внимание на один существенный момент. Еще некоторое время назад предприниматели говорили лишь об экономической непосильности нового налога. Теперь же некоторые из них говорят о необходимости отмены НДС в принципе. И здесь, при всех рассматриваемых на государственном уровне вариантах сокращения предпринимательских затрат, достаточно сложно избавиться от подозрения, что фрондировать продолжают те, кто опасается утраты возможностей работать по так называемым «серым» схемам. «Главное здесь — не столько собрать деньги и наполнить бюджет. Бюджет у нас сегодня формируется нормально, — еще раз напомнил о своей позиции Президент в этом контексте. — Для нас очень важно, чтобы экономика не имела дыр. Не имела «серых» схем. Она не должна быть криминальной. Потому что следом идет стрельба. Это нам в стране не нужно».

Что касается самой процедуры исчисления НДС, на запутанность которой сетовали коммерсанты, то предложено ввести, в сущности, заявительный принцип уплаты этого налога. То есть полнота декларирования количества ввозимого товара и его стоимости отдается на совесть самих коммерсантов. Однако и ответственность за злоупотребление столь высоким доверием, по убеждению Президента, должна быть максимально жесткой. Схема проста: привез предприниматель товар, честно заявил об этом и уплатил причитающийся налог. Ему поверили на слово. Но если впоследствии вскроется, что обманул, — вини только себя за то, что лишишься лицензии, товара, а может, и собственности. Доверие в деловом партнерстве — самый ценный капитал, и его утрата стоит очень дорого. Бизнесмены знают об этом лучше, чем кто–либо другой.

Особая ответственность возлагается и на местные органы власти — администрации районов и городские исполнительные комитеты. Они должны держать руку на пульсе предпринимательской среды через тесное взаимодействие с советами рынков. Президент потребовал, чтобы эти структуры формировались демократично, через тайное голосование, чтобы в них никто не мог «протолкнуть» своих людей: ни властные структуры, ни собственники или администрации рынков. В советах будут работать люди предпринимателей, которые должны быть соответствующим образом защищены. «В противном случае мы от них не получим никакой информации и они никого не защитят, — убежден Президент. — И не надо бояться политизации советов. Она возникнет только тогда, когда мы с ними работать не будем — главы администраций и мэры городов прежде всего».

Не снимается с повестки дня и вопрос централизованных оптовых поставок товаров в страну. Да, он более сложный, требует основательного изучения, и Александр Лукашенко распорядился эту работу продолжить. Так же, как и разъяснительную работу в регионах. Минские предприниматели после встречи с Президентом в большинстве своем поняли и приняли позицию государства. Теперь объективную информацию необходимо качественно донести до областных центров и других городов. «Нужно встретиться с людьми и объяснить позицию государства раз и навсегда. Чтобы впредь не было никаких споров», — распорядился Президент.

В результате обсуждения проекта Президент принял ряд конкретных решений. Он потребовал, чтобы в указе была закреплена норма, согласно которой до 1 июля сохраняется действующий заявительный принцип уплаты НДС. Будет также установлено, что за ошибки в уплате этого налога при ввозе товаров из России с 1 января по 1 июля 2005 года, штрафные санкции применяться не будут. А к 15 апреля Правительству надлежит подготовить предложения по уплате НДС со второго полугодия. Александр Лукашенко распорядился дополнительно обсудить этот вопрос с предпринимателями. Еще одна финансовая преференция должна решить проблемы, связанные с уплатой обязательных страховых взносов. Предусмотрен механизм погашения задолженности по уплате и отсрочка применения экономических санкций.

С 1 июля должен вступить в силу и новый порядок арендных отношений на рынках и в торгово–выставочных центрах. При этом в качестве основного выдвигается требование избавить предпринимателей от всех поборов, авансов, залогов и беспроцентных займов, которые навязываются сверх арендной платы. Более того, в проекте указа есть норма, предусматривающая обязанность администраций рынков и торговых центров вернуть полученные от арендаторов займы на развитие инфраструктуры, приобретение торгово–технического оборудования и других целей. А в последующем цены на услуги и тарифы, оказываемые арендаторам, будут согласовываться в соответствующих государственных структурах.

Сформулированы предложения и по защите членов предпринимательских советов при рынках и торговых центрах. Прервать действие договора аренды с ними можно будет только с ведома других членов совета и руководителей местных исполнительных органов власти.

Президент поддержал предложения Правительства о наведении порядка в ценообразовании на услуги органов сертификации и государственной гигиенической регистрации. Планируется отменить плату в две базовые величины за каждый акт государственной гигиенической регистрации.

Не остались без внимания пожелания предпринимателей об упрощении требований к ведению ими документации. Правительству поручено определить исчерпывающий перечень документов, подлежащих предъявлению контролирующим органам. Кроме того, предусматривается создание механизма, позволяющего оградить предпринимателей от неправомерных проверок. Президент жестко потребовал, чтобы была усилена ответственность, вплоть до увольнения с работы, должностных лиц, нарушающих установленную процедуру проверок.

Национальный банк займется разработкой системы кредитования малого бизнеса с учетом опыта выдачи кредитов физическим лицам на потребительские нужды.

Как видно, положения разработанного проекта указа преследуют цель комплексного решения задач стимулирования деятельности малого бизнеса. Но и здесь не должно быть однобокого подхода. Президент поручил Правительству обсудить все меры поддержки предпринимателей с владельцами рынков и торговых центров. Александр Лукашенко убежден, что это позволит сделать процесс выработки решений еще более демократичным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter