Канцелярские упражнения в топонимии

Гомельский парк культуры и отдыха избавился от наследия прежних времен — имени политического и общественного деятеля советской эпохи, первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского

Гомельский парк культуры и отдыха избавился от наследия прежних времен — имени политического и общественного деятеля советской эпохи, первого наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского.

С момента закладки этот парк считался одним из эталонов садово-паркового искусства не только в России, но и в Европе. К созданию нынешней гордости гомельчан в свое время приложили руку известные личности, государственные деятели и военачальники российской империи Румянцевы и Паскевичи. Со строительством дворца началось и формирование парковой зоны. Однако в пору расцвета парк вступил с 1845 года, при князе Иване Федоровиче Паскевиче. Именно при нем начал здесь реализовываться проект польского архитектора Адама Идзковского. Парк создавался по принципам пейзажного стиля, с сохранением расположения всех природных элементов. Некоторые из экзотических, редких для наших широт растений, привезенных из разных стран, сохранились здесь до сих пор.

Свое название парк получил около 90 лет назад. В администрации Гомельского дворцово-паркового ансамбля, еще в минувшем году выступившего инициатором изменений, заметили: ничего личного. По убеждению генерального директора государственного историко-культурного учреждения Александра Гостева, сегодня и музей Румянцевых—Паскевичей, и парк находятся в едином управлении. А значит, и наименования их должны быть гармоничными. Таким образом, с начала августа название его звучит как «Парк Гомельского дворцово-паркового ансамбля».

Топонимические реформации, к слову, не единственные. Они затронут и территорию памятника природы республиканского значения, заметим, единственного в стране, расположенного в городской черте. В последние годы здесь установлено более десяти новых аттракционов, включая 30-метровое «чертово колесо», открывшееся совсем недавно. И потому охранные мероприятия там, где постоянно находится огромное количество отдыхающих, осуществлять стало затруднительно. А учитывая «преклонный возраст» отдельных зеленых насаждений, именно безопасность отдыхающих приобретает особое значение. Недавний ураган, когда сломанными старыми деревьями были травмированы мужчина и женщина, грустное тому подтверждение. Но ведь на территории природного памятника по закону даже удаление аварийного дерева требовало серьезных согласований на уровне Минприроды.

Николай ЖДАНОВИЧ

От редакции:

Любимое занятие озабоченных людей время от времени находить себе работу, менять названия улиц, снимать одни памятники и водружать другие, в общем, восстанавливать «историческую и эстетическую справедливость», так, как они понимают это тонкое дело. Иногда такие упражнения проходят в тихих кабинетах, иногда, как зимой нынешнего года в Украине, под грохот молотков и кувалд. Один умный человек грустно заметил по поводу этого феномена: «Сжигаем то, чему поклонялись, потом поклоняемся тому, что сожгли». Не знаем, чем так досадило название Гомельского парка, при котором выросло, наверное, десять поколений гомельчан, но если уж так досадило, то пусть бы придумали что-нибудь оригинальное, красивое, чтобы маленькие дети не пугались такого безлико-бюрократического волапюка, как «Парк гомельского дворцово-паркового ансамбля». Неужели такому замечательному историческому месту нельзя было придумать что-то более изысканное, чем примитивный канцеляризм, да еще «маслом масляный». Жаль, что прогрессивные деятели никогда не читали многочисленных сочинений Анатолия Васильевича Луначарского, и потому выросли такими простыми ребятами… Не умно, уважаемые товарищи, называть улицы и переулки разными конъюнктурно-известными фамилиями, но не менее плохо десять раз в неделю менять устоявшиеся наименования в зависимости от той легкомысленной девицы по имени Конъюнктура…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter