Апостольское правило номер сорок пять гласит...

Каноны и время

Апостольское правило номер сорок пять гласит: “Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо яко служителям Церкви, да будет извержен”. А апостольское правило номер десять уточняет: “Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен”.

Что это вы так загрустили? Ведь это авторитетные правила. Им две тысячи лет. Их составили апостолы. Надеюсь, у вас не появилось желания поправить апостолов? Постойте, а за прошедшие тысячелетия никто не пробовал что-то в них поменять? Было такое. Например, Первый Вселенский собор вопреки 37-му апостольскому правилу, предписывавшему дважды собираться епископам на собор в четко определенные даты, своим пятым правилом установил совсем другую датировку, а Шестой Вселенский собор не только изменил эту сакральную датировку, но и повелел собираться только единожды в год (правило 8), уточнив: “по причине набегов варваров”. После этого Седьмой Вселенский собор, отменяя это решение, призвал возвратиться к апостольской практике.

Значит, эти правила могут уточняться и изменяться? Конечно. Потому что собор епископов — это собрание преемников апостолов, а если они не таковы, тогда и Церкви нет, не за что и бороться, нечего охранять. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: “Канонично то, что полезно для Церкви”. Нашли святители Христовы полезными такие уточнения, вот и были они внесены в правила. Просто времена меняются.

Следует ли из этого, что пора забыть о запрете молиться с еретиками? Ни в коем случае! Наоборот, со святоотеческим наследием следует обращаться бережно и благоговейно, а это значит, мы должны вскрыть самый дух этих древних правил, если буква уже не может быть соблюдена. Сорок пятое правило запрещает совершать с еретиками совместное богослужение, потому что вопросы веры — это очень серьезно. Однако всегда находятся люди, которые лишены этой вероучительной чуткости и позволяют себе дерзость утверждать, что догматические различия неважны, несущественны, “лишь бы человек был хороший”, и не только утверждать, но и совместными богослужебными действиями обнаруживать свое богословское безразличие и невежество на соблазн простым людям. Вот о чем это правило. Единство в богослужении есть демонстрация единства в вере, и если православный священник будет совершать совместное богослужение, скажем, со свидетелями Иеговы, которые отрицают божественное достоинство Иисуса Христа, это будет просто жалкая клоунада и пародия как на православие, так и на учение иеговистов.

Однако, кроме таких явных и упорных еретиков, как свидетели Иеговы, есть инославные общины и просто ищущие христиане, которые искренне стремятся к единству с православными. Более того, наша вера и нас должна побуждать к поиску этого единства, разве мы не молимся на богослужении о соединении Церквей, о единстве в вере учеников Христовых? Мы приглашаем католических иерархов и простых мирян-католиков на наши богослужения, и сами отзываемся на их приглашение посетить мессу или другое торжественное служение.

Молятся они, стоя на наших службах? А как это определить? С другой стороны, а зачем вообще на службу ходят, как не для молитвы? На церковном макроуровне, на уровне иерархии и богословских дискуссий вопрос совместной молитвы обретает порой черты острой политической проблемы. Но мы — люди простые, и если такой же простой верующий, как и я, но родившийся в католической стране человек скажет мне: “Я всегда молюсь за тебя”, посмею ли я осудить или свысока отвергнуть его молитвенный труд, труд любви и искренней дружбы? Не стоит ли и мне помянуть его в своих молитвах?

Мы, взрослые люди, слишком хорошо знаем, что жизнь куда сложнее любых правил. Недавно я отпевал православную маму моего друга католика. Он стоял рядом со мной и плакал. Он молился со мной? Очевидно. Мы молились вместе, и никакие правила не заставили бы меня выставить его за порог дома на время отпевания. И сколько подобных эпизодов я могу вспомнить, связанных и с крещением деток, и с венчанием! Мир стал слишком тесным. Нам никуда не спрятаться друг от друга. Наши жизни и молитвы переплелись, и слава Богу!

Архимандрит Савва Мажуко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter