Почему Netflix не едет в Канны

Канны против интернета

Американский стриминговый сервис Netflix принял решение отказаться от участия в Каннском кинофестивале. Французы — известные проводники политики культурного протекционизма. Свой рынок, в том числе и кинопрокатный, они яростно защищают и на законодательном уровне. По новым правилам каннского форума, те фильмы, которые не демонстрируются в широком прокате во Франции, не могут участвовать в конкурсной программе феста.


Год назад таких правил еще не было, и онлайн–кинотеатр Netflix тогда впервые предложил в основной конкурс Канн две картины собственного производства — «Истории семьи Мейровиц» и «Окча». Но оба фильма остались без наград. Вероятная причина игнора — французский фестиваль не может поддерживать наградами ленты, производители которых упорно отказываются от проката в кинотеатрах и выкладывают новинки сразу в сеть. Платформа Netflix, подарившая миру сериал «Карточный домик», фильмы в широкий прокат не выпускает принципиально, а показывает их только своим подписчикам. В ответ на принципиальность американцев дирекция Каннского фестиваля предприняла контрмеру: в правилах форума появился новый жесткий пункт — прокат картин во Франции. Правда, многолетний директор фестиваля Тьерри Фремо немного смягчил категоричность, предложив картинам компании Netflix и других стриминговых сервисов участвовать во внеконкурсной программе фестиваля. Такой подход интернет–платформу оскорбил, и директор по контенту Netflix Тед Сарандос написал эмоциональный твит, в котором высказался в том духе, что Канны отстают от жизни: «Объявив изменения в правилах фестиваля, Тьерри Фремо сказал, что история интернета и история Канн — разные вещи. Конечно, это разные вещи. Но мы предпочитаем быть вместе с будущим кино. Если Канны хотят застрять в прошлом кино, то это их дело».

Мы с вами живем в то самое интересное время, когда на смену киномонстрам со столетней историей, таким как Каннский фестиваль, Венецианский, премии «Оскар» и прочим авторитетам, приходят интернет–адхократия, сетевые площадки, где не только демонстрируют, но и сами производят кино в достаточном количестве. Например, Netflix в нынешнем году планирует выпустить 80 оригинальных картин, у них 109 миллионов пользователей по всему миру. Вряд ли для такой армии киноманов важна какая–то «Пальмовая ветвь» или любая другая фестивальная квалификация картины, которую они имеют возможность смотреть в режиме реального времени: сняли кино — посмотрели. Это раньше премьеру в сети приходилось ждать год, два и три, пока она обойдет все фестивали и прокаты. А сейчас для подписчиков доступны даже кадры со съемочной площадки, черновые склейки премьеры, трейлеры, спойлеры и прочие стримы.

И все же готовность французов оперативно спасать свой кинопрокат восхищает. «Я на стороне Каннского фестиваля, — комментирует ситуацию наш режиссер Дарья Жук, чей фильм «Хрусталь» пробивает себе дорогу на фестиваль класса «А». — Французы защищают свою индустрию, свой бренд страны, в которой кино — это культ. И мне нравится их агрессивная, а не пассивная позиция. Я за культуру походов в кино. Интернет — не такое уж добро, судя по всем последним Фейсбук–разоблачениям. И также по последним ремаркам главы интернет–площадки Amazon, который заявил, что они продюсируют кино, чтобы с их сайта покупали обувь. В общем, эти стриминговые сервисы преследуют совсем другие цели, и, думаю, Канны не так уж им и важны. Как и то, что им надо считаться с новыми каннскими правилами, не так уж страшно».

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter