В поисках утраченного. Огинский канал – наш путь «из варяг в греки»

Канал связи

Огинский канал не только соединял Щару с Ясельдой, а через них Балтийское море с Черным. Сегодня это еще и настоящий канал связи с нашим прошлым, причем обеспеченный отличной видеокартинкой — коллекцией фотографий и открыток начала ХХ века. Так что подключайтесь!

Шлюз возле Телехан (нач. ХХ в.).

Огинский канал — достижение инженерной мысли XVIII века

Действительно, то была стройка века на белорусских территориях — XVIII века. Время создания гидросооружения — 1767 — 1783 годы. Место — в значительной мере заболоченная полесская территория с так называемыми травяными торфяниками, особенно обширными в Выгоновском болоте — близ Выгоновского озера, верховьев реки Щары и самого Огинского канала. 

Инициатор строительства — личность в истории известная: великий гетман литовский Михаил Казимир Огинский. И вот здесь необходимо уточнить: поначалу канал назывался Телеханским. Но заслуги фактического основателя оценивались столь высоко, что данный искусственный гидротехнический путь в конце концов переименовали в Огинский. Более того, во времена Речи Посполитой было принято решение о сооружении памятника Огинскому еще при его жизни, в 1768 году. В материалах на эту тему можно прочесть, что памятник поставили в Виленском замке.

Пароходная пристань на Огинском канале. 1920-е годы.

Строительство Огинского канала (часть Днепровско-Неманского водного пути) стоило больших денег, значительную часть которых выделил Матей Бутримович — пинский мечник и городской судья. Именно он занимался организационной работой: приглашал специалистов, нанимал рабочих. Конечно, проект канала — передовое достижение своего времени, но основными орудиями труда строителей оставались ветхозаветные топоры, лопаты и пилы, в качестве транспорта — не менее классические подводы, запряженные волами. Но, собственно говоря, древние египтяне свои пирамиды возводили при похожих вводных, а вон какой потрясающий результат мы и сегодня созерцаем! Так что и наши предки с поставленной непростой задачей справились.

Получилось очень неплохо

Новая водная артерия способствовала росту прилегающих поселений. Но канал изначально выкапывался неглубоким, поэтому в засушливые годы движение по нему затруднялось. Чтобы исправить ситуацию, в 1799 — 1804 годах русло углубили и расширили до 10 метров, что позволило открыть судоходство и значительно интенсифицировать грузоперевозки. В 1836 году по Огинскому каналу везли соль, пшеницу, уксус, льняное семя, овес, горох, рожь, сало, посуду, стекло, керамику, табак… Причем везли не только узкоместными маршрутами — осуществлялась доставка товаров (шелк, вино, ювелирные изделия) и материалов (железо и изделия из него) из-за рубежа. Позже искусственные водные системы Березинская, Огинская и Днепровско-Бугская соединили бассейн Днепра с бассейнами Западной Двины, Немана и Вислы и дали возможность сбывать лесные материалы на север — в порты Балтийского моря, а вниз по Березине, Припяти и Днепру отправлять громадные транспорты леса на юг — в Херсон, Кременчуг, Киев, Екатеринослав, Одессу. Огинский канал начинался примерно в 30 верстах от станции Лесной Московско-Брестской железной дороги, где грузилось до 200.000 пудов дров и леса. 

Частью канала стали озера Выгонощанское, Вульковское. На канале действовали две пристани — Телеханы и Огинская, с проходящих судов и плотов взималась плата. В XIX веке по каналу курсировали пароходы по маршрутам Пинск — Телеханы (ежедневно) и Пинск — Слоним (раз в два дня). Судоходство по Ясельде и Огинскому каналу до Выгонощанского озера велось конной и людской тягой.

Слоним. Канал Огинского. 1920-е годы.

Стоит отдельно отметить, что постройка судов, хотя и занимала в зимнее время значительное число рук, однако практически нигде у нас не составляла исключительного промысла жителей. Тем не менее в конце XIX — начале ХХ века судостроение заметно развивалось в тогдашней Минской губернии. 

***

Есть такая несколько снисходительная поговорка «Трудно ли пересечь канал тому, кто пересек море». Подразумевается, мол, тьфу, конечно нетрудно. Может, оно и так. Но канал — тоже путь: путь вперед — его надо преодолеть, нужно уметь пройти. Кстати, считается, именно там, где пролег Огинский канал, некогда разливалось огромное море, описанное древнегреческим историком Геродотом почти 2500 лет назад, остатки которого изображены на сохранившихся средневековых картах мира. Так что не так уж все и просто.
В Первую мировую войну Огинский канал фактически выполнял функцию линии размежевания немецких и русских войск, поэтому сильно пострадал. Все гидротехнические сооружения были взорваны и сожжены. 
Историческая визитка: генерал-композитор, гетман-кларнет

Князь Михаил Казимир Огинский (1729 — 1800) — гетман великий литовский, генерал-майор войск ВКЛ. Писатель и музыкант, живописец и меценат. Владелец Неборова, Дукоры и Бобра. В 1764 году ему довелось оказаться среди претендентов на польский престол. Выполняя поручение Станислава Августа Понятовского, князь несколько лет провел при дворе Людовика XV в Нанси. После поражения от Суворова в битве 1771 года при Столовичах вынужден был отправиться за границу, на деле — в эмиграцию, откуда переписывался с известной княжной Таракановой, желавшей заполучить российский престол и искавшей поддержки у сторонников Барской конфедерации, к которой принадлежал Огинский.

Слоним. Юные спортсменки на канале Огинского (нач. XX в.).


После возвращения на родину в 1775 году жил в своей вотчине в Слониме, исполнял обязанности слонимского старосты. В этот период город интенсивно развивался: здесь открывались фабрики, ремесленные производства, магазины, действовала типография. В самом городе Огинский выровнял рукав Щары.

В особом почете оказалась культура. Прославился Слонимский театр Огинского, созданный около 1770 года. Театр — настоящий: с технически оборудованной сценой, что позволяло осуществлять разного рода сюжетные преобразования, эффекты и трюки. Прямо на воде канала давал представления «плавучий театр». А еще выступала придворная капелла — хор с оркестром,  — выезжавшая с концертами в другие города. Действовали балетная и музыкальная школы, где обучали также письму и чтению. Неудивительно, что резиденцию магната называли «Усадьбой муз». Весь род Огинских имел какие-либо музыкальные таланты и способности. Сам князь Михаил Казимир весьма успешно играл на скрипке, арфе, клавикорде, кларнете и даже сочинял музыку. В его композиторском послужном списке семь опер, музыкальная комедия, пару десятков песен. Несколько произведений дошли до нашего времени.

Пароход на канале Огинского в Телеханах. 1920-е годы.

Племянник Михаила Казимира Огинского — Михаил Клеофас Огинский, автор знаменитого полонеза «Прощание с родиной» и политический деятель. В юности он много времени проводил в Слониме в резиденции своего дяди — истинного представителя европейской эпохи Просвещения.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Иллюстрации из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter