Сборная Беларуси по академической гребле начала подготовку к Играм-2021

Канал от Бреста до Токио

Это напоминает армейский афоризм «копать от забора и до обеда». Но фантасмагории в этом, увы, никакой нет — одна сплошная очевидность: пандемия перевернула спортивный мир с ног на голову, и с этим нужно как-то жить. Национальную команду по академической гребле, например, вместо ударной подготовки к Олимпиаде в Токио, которая должна была стартовать уже 24 июля, распустили в отпуск, чтобы в спокойной обстановке принять новую реальность, понять ее и отпустить. А с 1 июля «академики» вновь собрались вместе дружной командой, запустив на Брестском гребном канале новый цикл подготовки, венцом которого должны стать Игры-2021.

Елена Фурман и Анастасия Янина.

Гребцы тренируются в полную силу: по-другому не умеют. Правда, когда наконец удастся выйти на старт и проверить себя в деле — это вопрос открытый. Вроде бы планировался в Польше чемпионат Европы, но вторая волна коронавируса в Европе превращает все контуры грядущего сезона в писанные вилами по воде: что-то всерьез планировать в такой ситуации решительно невозможно. А потому остается лишь «копать» — от забора и до обеда. 


Впрочем, главный тренер сборной Беларуси Юрий Родионов унывать не привык: он дело свое знает прекрасно, видит цель и знает, как ее достичь. 5 июля Юрий Васильевич отпраздновал очередной день рождения, ему стукнуло 67. Больше полувека из которых посвящено гребле. 

— Примите поздравления! Как отметили?

— Спасибо, нормально. В рабочем порядке. 

— Подопечные, надеюсь, не галстук подарили?

— Подарок был тематический: вручили большую мельницу для специй и набор перца разных видов. Знают, что я люблю готовить. Иногда собираемся с командой, делаем разгрузочные пикнички: стейки жарим, шашлык, овощи на гриле… 

— Стало быть, не унываете! Кстати, для нашей сборной год олимпийской «отсрочки» — это плюс или минус?

— К этому вопросу нужно подходить сугубо индивидуально. Команда состоит из экипажей, и если одним, тем, кто только встает на весло и набирает обороты, это решение дало возможность окрепнуть, стать сильнее и быстрее, то других явно не обрадовало. Очень многое было положено на тренировочный алтарь ради будущего результата. 

— А где вас настигла новость об отмене Игр-2020? 

— На сборах в Испании. Но сюрпризом это не стало: видели, какая складывается напряженная ситуация.

— Домой добрались без приключений?

— Успели вскочить, как говорят, в последний вагон уходящего поезда — улетали из совершенно пустого аэропорта в Мадриде. А буквально через день авиасообщение закрылось. Лодки, к слову, до сих пор стоят в Испании. Приятного в этом мало, работаем сейчас на запасных. 

— Вы поставлены в крайне неприятные условия: работать при полном отсутствии соревновательной практики и в режиме, когда, по сути, не знаешь, к чему готовишься, — врагу не пожелаешь!

— Очень тяжело. Во-первых, выбивает из колеи физически, потому что организм спортсмена привык к периодичности высоких стрессовых нагрузок. А второй момент — психологический, когда не видишь цель, мотивировать себя крайне непросто. 

— Со времени Олимпиады в Рио — 2016 наша сборная сильно изменилась?

— За исключением нескольких ветеранов, которые сегодня карьеры закончили, уже в Бразилии у нас была довольно молодая команда с прицелом на перспективу, и сказать, что коллектив обновился, нельзя. Академическая гребля — спорт возрастной, пик результатов здесь, как правило, приходится на период 26–30 лет и старше. А создать боеспособный экипаж в течение одного олимпийского цикла невозможно, на это необходимо лет 6–8 минимум. Поэтому основное отличие сегодняшней сборной Беларуси от образца четырехлетней давности в том, что на первые роли выдвинулась вчерашняя молодежь.

Филипп Пауков.

— Кого сейчас можно назвать лидерами?

— У девочек — двойка легкого веса в составе Елены Фурман и Анастасии Яниной. Также отмечу двойку парную в тяжелом весе — Татьяна Климович и Кристина Староселец, молодые девочки, которые набирают ход. У ребят — двойка безрульная Дмитрий Фурман и Сергей Володько. 

— А как же самый престижный класс — одиночный?

— Здесь возлагаем надежды на Филиппа Паукова. Увы, сейчас он травмирован и, вероятно, будет в ближайшее время прооперирован. По-прежнему в строю наш опытный боец Денис Мигаль. Также можно упомянуть чемпиона мира среди юниоров Ивана Брынзу, стали появляться и другие талантливые атлеты. Но здесь важно понимать, что личные тренеры должны на данном этапе ставить своим подопечным технику, укреплять их организм, а не работать на результат любой ценой. Иначе на взрослом уровне мы не получим конкурентоспособных спортсменов. Скорее, выжатые лимоны. За время моей работы, увы, так случалось в большинстве случаев. 

— Белорусская академическая гребля уже давно и поныне ассоциируется исключительно с именем Екатерины Карстен. Она уникум?

 — Вам приходилось слышать фразу «Карстен мог бы тренировать даже столб»? Я соглашусь, но с одной оговоркой: столб мог бы стать ее наставником лишь на том этапе, когда Катя уже получила превосходную школу. Я ее помню маленькой девочкой, которая только появилась в сборной СССР. Она поэтапно прошла все ступеньки подготовки, результат никто не форсировал, ее талант вызревал постепенно. И когда Союз распался, Карстен уже была готовой чемпионкой. 

— То есть чемпионы — они как грибы? Найти мало, нужно еще уметь приготовить?

— Именно. Должна быть заложена база, фундамент, технический стереотип, присутствовать определенный морфостатус. В общем, целый комплекс элементов. И выпади хоть один из них, Карстен, возможно, не стала бы великой. 

— Однако новой Карстен у вас в рукаве пока нет?

— Пока нет. Но есть надежда, что появится. 

В начале суверенных времен академическая гребля в Беларуси была на гребне волны: победы, призовые места, на мировом уровне достойно конкурировали экипажи-восьмерки… Но все это — плоды, которые достались от советской школы. Результат делался на старом багаже, а когда он закончился, наступил глубокий спад. Пустота. Образовался огромный разрыв в поколениях. И только в последнее время, когда удалось выстроить единую структуру подготовки в юношеской, молодежной и национальной командах, мы эту пропасть начинаем потихоньку преодолевать. Появляется взаимозаменяемость. Это процесс небыстрый, но когда я семь лет назад возглавил сборную Беларуси, именно такую стратегическую задачу поставил председатель Белорусской федерации гребли Александр Мошенский. Могу с уверенностью сказать, что дело с мертвой точки сдвинулось… 

Осенью прошлого года на чемпионат Европы U-23 в Грецию поехали 7 белорусских экипажей. Многие тогда обрушились на Юрия Родионова с критикой, мол, мало, зажимает, дескать, главный тренер спортсменов. У Родионова же резон был простой: нет смысла вести молодежь на серьезные старты, чтобы они проигрывали конкурентам «трамвайную остановку» и получали психологическую травму, теряя веру в свои силы. Туристов в итоге не взяли, поехали лишь те, кто действительно мог конкурировать на самом высоком уровне. И что вы думаете? Три экипажа вернулись с золотыми медалями, три — с серебром, а один остановился в шаге от пьедестала — стал четвертым. Согласитесь, показательный результат, говорящий о том, что наша академическая армада действительно легла на верный курс. И сказать в данном случае хочется только одно: полный вперед и так держать! 

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter