Президент посетил предприятие, которое по его поручению было поднято из руин

«Камволь» еще покажет себя!

ОАО «Камволь» — комбинат не просто сложной судьбы. Было время, когда казалось, что, кроме забвения, его ничто не ждет. Более 20 миллионов погонных метров тканей за год выдавал он некогда, одевая чуть ли не половину Советского Союза — от школьников до военных. Но эпоху перемен пережить не смог. Открылись глобальные рынки, выстрелили конкуренты, а здесь — станки прошлого века, заточенные под еще более ранние технологии. Сбыта нет — нет и прибыли. Даже крыши в корпусах не на что было латать. Работницам — коллектив предприятия преимущественно женский — чуть ли не в резиновых сапогах приходилось заступать на смену. И обязательно в телогрейке. Цехи продувались насквозь. Доброхоты советовали: «мануфактуру» надо закрывать. Бессмысленно при таком упадке искать место на все более перегревающемся мировом рынке текстиля. С точки зрения чистого бизнеса решение, наверное, было бы самым верным. Но в социально ориентированной формации первичен все же человек. Куда податься многотысячному коллективу? На что жить? Чем кормить семьи? С этих позиций настойчивость государства в стремлении возродить производство становится понятнее. Помогали и льготами, и рублем. Было сложно. Даже судьбы ломались, честно сказал Александр Лукашенко, общаясь с работниками «Камволя». Видимо, имея в виду руководителей, взявшихся за гуж, но не сдюживших... И результат уже есть. В этом прежде всего убеждают не собственные оценки, а мнение признанных в мире профессионалов текстильного бизнеса.


Едва переступив порог склада сырья (отсюда начался осмотр обновленного производства), Президент прервал доклады государственных руководителей и обратился к партнеру проекта модернизации — турецкому бизнесмену Сабри Догану. Главный вопрос — об уровне получаемой теперь продукции. Господин Доган заверил: она на высоте и место на рынке ей гарантировано.

Для понимания компетенции Сабри Догана несколько фактов. Его компания «Зен Лед Айдынлатма» не раз консультировала правительство Турции по вопросам развития текстильной промышленности. Уровень же турецкого легпрома, уверен, представлять нужды нет. Сабри Доган знает толк в организации текстильного производства, умеет выгодно купить сырье и продать готовую продукцию. Поставляет ткани для брендов Tom Teiler, S’Oliver, Zara. Он уважаем в мире этого бизнеса и лишний раз своей репутацией рисковать не станет. С ним Президент коротко, но предметно провел на ходу деловые переговоры. Суть их в видах на будущее.

Сможет ли турецкий партнер продать не только 6 миллионов погонных метров тканей, на которые сегодня ориентирован «Камволь», но и увеличить продажи до 10 — 12? Бизнесмен Доган ненадолго задумался и уверенно ответил, что на такие объемы реально выйти года через четыре. После создания узнаваемого бренда. Более того, на предложение вложиться в проект он ответил утвердительно. А что партнер думает о перспективах ОАО «Сукно»? Его он тоже успел хорошо изучить и уверен в многообещающих бизнес–перспективах предприятия. Прямых поручений после этого диалога Президент не давал, но его взгляд в сторону сопровождающих членов Правительства, руководства «Беллегпрома» и предприятий был внятным сигналом не останавливаться. Рынок жесткий. Заслуг прошлого он не принимает.


Александр Лукашенко прошел по участкам всей технологической цепочки превращения шерсти из Уругвая (маркировку я для себя отметил на складе сырья) до выхода ткани бизнес–класса (даже не знал, что материя может делиться на бизнес и эконом, как в самолете), по кромке которой золочеными буквами выведено kamvol. Вот он момент рождения нового бренда. Пожелаем ему стать мировым. Даже заявка на 6 млн погонных метров в год при объеме рынка в 120 — серьезная. А если больше? Об этом Президент рассуждал, общаясь с трудовым коллективом ОАО «Камволь». Говорил и о мотивах поддержки предприятия, и об ожиданиях его будущего:

— Шесть миллионов — это не предел даже на этом производстве. Минимум семь миллионов, а, может быть, и восемь в этих стенах, с этих машин мы должны получить... Влазь, грубо говоря по–народному, в эти 120 миллионов... Вы должны... И я не скажу о государстве, о том, что это налоги, — ради своих детей это сделайте... Во всем, что вы здесь делаете, ориентируйтесь на то, что детям вашим и внукам будет рабочее место... Меня радует то, что сегодня не хватает людей, чтобы задействовать все производство, и надо набирать еще полторы сотни, в основном женщин, которым всегда сложнее создать рабочее место. Не надо ждать, что где–то в лицеях, колледжах, университетах вам подготовят людей. Приводите сюда за руку своих детей и обучайте их...

Дело, которому стоит обучать, на мой скромный взгляд, действительно достойное и имеет хорошее будущее. Подумалось, что из показанных готовых костюмных тканей я, например, с ходу выбрал бы себе как минимум три образца. Но безнадежно отстал от председателя Мингорисполкома Андрея Шорца, который на комбинат приехал в костюме из материи «Камволь». Хороший пример и задел для исполнения еще одного поручения Президента — поставлять на внутренний рынок до полутора миллионов погонных метров своей продукции. Тем более что и ему заводчане подарили отрезы ткани, и он пообещал пошить себе из них костюм.

Из общения Президента с трудовым коллективом ОАО «Камволь»

О сути модернизации

— Люди должны иметь работу. Поэтому была начата модернизация этого производства. И нельзя было потерять школу, потерять то, что мы умеем делать. Я считаю преступлением, если государство умеет что–то производить, а потом это похоронит. Это плохой знак. Это плохой памятник власти.

О дисциплине и результате

— Шаг влево, шаг вправо в плане дисциплины и порядка, технологий — с вами никто разговаривать не будет. И это не потому, что я жесткий, а потому, что жизнь жесточайшим образом изменилась. Выживет в этой жизни только тот, кто железно дисциплинирован, технологически грамотен... И ответственность за свое рабочее место. Будьте добры, придя на это предприятие, нормально работать. Конечно, главное для вас — заработная плата. Скажу прямо: очень невысоко сегодня, но и не то, что было раньше. Не все сразу. Ваша задача в будущем году превзойти 1.000 рублей в среднем. На этом предприятии это возможно.

О стратегии

— Закрыться от продаж здесь тканей российских, китайских, турецких и прочих производителей мы не можем. Есть конкуренция — есть качество, есть рост. Вам нужна конкуренция... И если мы закроемся от кого–то, быстро закроются от нас... Нас не пустят на рынки... Будем аккуратно поддерживать вас, но главное — это вы. Будет качественная ткань — тогда и поддерживать вас не нужно.

О запрете России участвовать в Олимпиаде в Пхенчхане

— Что касается допинга и того, что Международный олимпийский комитет так борется против допинга, я всецело поддерживаю... Допинга быть не должно... То, что сегодня вся Россия фактически лишена оптом участия в Олимпиаде — я не сторонник этого... Если бы доказали, что на уровне государства принято решение «накормить» спортсменов допингом, тогда надо наказывать. Но такого вывода МОК не сделал... Но, я думаю, Россия это переживет. Надо просто поехать и показать, что Россия — мощная спортивная держава... И всем станет все понятно... Все в руках спортсменов: езжайте и доказывайте — чистые спортсмены... 

Об алкоголе

— Запреты, как показывает история, результатов пока не давали. Поэтому нормальный, активный образ жизни. Спортивный образ жизни. Для этого мы создали идеальные, можно сказать, условия... У меня много предложений. Действительно, с этой проблемой надо что–то делать. В ближайшее время посмотрим, вернемся к этой проблеме, исходя из возможностей. Здесь нельзя пережать.

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter