Кампанейщиной это зло не искоренить

ПРЕЗИДЕНТ Беларуси заявил, что не побоится любого решительного шага в противодействии этому злу, в том числе если это будет касаться самых высоких должностных лиц. Борьба с коррупцией — это не временная кампания, а постоянная, целенаправленная, ежедневная работа, считает Президент.

Александр Лукашенко провел вчера совещание по вопросу эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями

ПРЕЗИДЕНТ Беларуси заявил, что не побоится любого решительного шага в противодействии этому злу, в том числе если это будет касаться самых высоких должностных лиц. Борьба с коррупцией — это не временная кампания, а постоянная, целенаправленная, ежедневная работа, считает Президент.

«Неприкасаемых в стране нет»

«Следует признать, что еще не все необходимое сделано для пресечения коррупции и правонарушений в экономической сфере. Работа уполномоченных государственных органов зачастую носит бессистемный характер и ограничивается выявлением малозначительных преступлений. Пассивность проявляют и местные органы власти», — отметил Президент. В стране действует отвечающее международным стандартам антикоррупционное законодательство, и на сегодня нет необходимости его в целом реформировать. Государство вправе ожидать большего эффекта от работы служб и подразделений, которые должны пресекать коррупционные проявления и экономические преступления, поскольку затрачивает значительные средства на содержание этих структур.

«Очевидно, что основными причинами складывающейся ситуации стали самоуспокоенность и инертность ряда начальников подразделений правоохранительных и контролирующих органов. Виноваты не стрелочники, а сидящие за этим столом. Если у вас нет внутренней убежденности, что это страшная зараза для государства, и ее надо немедленно искоренять по всем направлениям, мы никогда коррупцию не победим… Хочу, чтобы вы поняли: я не побоюсь любого решительного шага и действия, в том числе если это будет касаться самых высоких должностных лиц, — отметил Президент, предупредив всех присутствовавших на совещании руководителей ведомств о персональной ответственности за состояние дел в сфере пресечения коррупции и экономических преступлений.  — Подчеркиваю: не должно быть никакой кампанейщины. Это постоянная, целенаправленная, ежедневная работа».

Александр Лукашенко потребовал от Генеральной прокуратуры, чтобы она на деле стала координатором работы всех правоохранительных ведомств в вопросах борьбы с преступностью и организации противодействия коррупции. «Время щелкать каблуками закончилось. Нужна решительная борьба с этим злом, — сказал Президент. — Пока я от Генпрокуратуры этого не вижу. Реальная борьба с наиболее тяжкими формами коррупции и экономических преступлений, наносящими значительный материальный ущерб, а также вред правам и законным интересам граждан, не должна подменяться погоней за количественными показателями по выявлению и пресечению менее опасных нарушений».

Среди правоохранительных органов отсутствует должное взаимодействие по многим вопросам. «Настораживает и то, что прокурорами не принято реальных мер по устранению имеющихся фактов неконструктивной совместной работы оперативных служб и следственных подразделений в вопросах оценки собранных доказательств по экономическим преступлениям. Именно это порой служит причиной несвоевременного возбуждения либо необоснованного прекращения уголовных дел», — сказал глава государства. Со стороны прокуратуры эффективная координация совместной работы подменяется бумаготворчеством и обсуждением статистических данных. «Вы мне обещали положить конец этой писанине и бумаготворчеству», — сказал Президент, обращаясь к генеральному прокурору Александру Конюку.

Особую значимость имеют вопросы эффективной борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями. «С моей точки зрения, это важнейшие угрозы для нашего государства. Ничего более страшного для нас сегодня нет еще и потому, что с другими угрозами мы справляемся, и, можно сказать, успешно».

В то же время Президент отметил и определенные положительные сдвиги, которых добились в результате выработки системы мер по искоренению противоправных явлений во всех их формах и проявлениях, анализе деятельности соответствующих государственных структур по этим направлениям. «В течение трех последних лет количество коррупционных и экономических преступлений в стране сокращается, — сказал глава государства. — Как бы к нам ни относились в Западной Европе, Америке, других странах, все однозначно признают, что в Беларуси власть старается поставить заслон любым коррупционным преступлениям. Неприкасаемых в стране нет. Это оценки со стороны россиян, украинцев, поляков, других, не только соседей нашего государства». Улучшился и международный имидж Беларуси по этим позициям. «Это в целом подтверждает действенность принимаемых на государственном уровне мер, особенно профилактических. Тем не менее актуальность антикоррупционной темы не снижается. Она требует постоянного внимания и системной работы как правоохранительных органов, так и всего общества», — подчеркнул Александр Лукашенко.

«К ответственности привлекаются стрелочники»

«Необходимо признать, что меры, принимаемые всеми правоохранительными и контролирующими органами страны, не позволяют в полном объеме пресечь лжепредпринимательство и, главное, ликвидировать его как высокодоходный вид криминального бизнеса. Это надо сделать немедленно», — подчеркнул глава государства.

Анализ выявленных нарушений свидетельствует о том, что основу большинства преступных посягательств в сфере налогообложения составляют сделки, совершенные лжепредпринимательскими структурами. Причиняемый ими государству ущерб ежегодно возрастает, а количество расследованных дел неуклонно падает. Из-за такой нерасторопности контролирующих органов экономика только за прошлый год потеряла более 700 миллиардов рублей. «Правоохранительные и контрольные органы фактически «бьют по хвостам», выявляя такие структуры зачастую на заключительной стадии их преступной деятельности, когда основная масса фиктивных сделок уже завершена и денежные средства выведены из безналичного оборота», — констатировал глава государства.

Органами финансовых расследований дается правовая оценка только действиям учредителей или директоров этих лжеструктур. «Но ни перед прокуратурой, ни перед органами внутренних дел не инициируются вопросы дачи правовой оценки чиновникам, которые зарегистрировали явно подставную фирму. Не устанавливаются реальные лица, стоявшие за созданием данных структур, и те, кто ими на самом деле руководит. Фактически к ответственности привлекаются так называемые стрелочники», — сказал глава государства.

Президент не видит пока должной отдачи и от деятельности финансовой милиции, Департамента финансового мониторинга. «О какой эффективности может идти речь, если, например, не принимаются необходимые меры по возвращению из-за границы валютных средств, а это не один десяток миллиардов рублей, выведенных из хозяйственного оборота страны».

Александр Лукашенко поручил председателю Комитета госконтроля проработать вопросы укрепления аналитического управления Департамента финансового мониторинга. «Это подразделение уже доказало свою эффективность, но на сегодняшний день оно практически завалено только исполнением запросов. А где прогнозная составляющая его работы, которая так необходима для правоохранительных органов?»

Не должны оставаться в стороне от этой работы и органы государственной безопасности. С учетом специфики их деятельности следует сосредоточить усилия на повышении качества мониторинга оперативной обстановки и своевременного выявления вновь формирующихся рисков, вызовов и угроз в сфере борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями.

Президент поручил КГК, Генпрокуратуре, Национальному центру законодательства и правовых исследований проработать все вопросы правового регулирования противодействия уклонению от уплаты долгов путем ложного банкротства. Размер просроченной кредиторской задолженности по стране у должников, находящихся в процедуре банкротства, постоянно растет, и в этом году составил более 18 триллионов рублей. «Вообще, с банкротством надо разобраться и очень аккуратно к этому подходить, — сказал Президент. — Недопустимо, что ни одному контролирующему органу в стране не вменено в обязанности проведение проверок для установления ложности или преднамеренности банкротства, а также сокрытия банкротства и препятствования возмещению убытков кредитору».

Александр Лукашенко напомнил, что государственными структурами, уполномоченными осуществлять дознание по фактам криминального банкротства, являются органы внутренних дел и ДФР. Вместе с тем выявлять такие преступления целесообразно комплексно: как путем оперативно-розыскных и проверочных мероприятий, так и исследованием финансово-хозяйственной деятельности.

Александр Лукашенко потребовал навести должный порядок в розничном товарообороте. Такое поручение он дал Правительству и Министерству по налогам и сборам. «Подключите к этому Министерство торговли, верните его к реальной жизни и приведите в чувства».

Александр Лукашенко констатировал, что, несмотря на увеличение числа объектов, использующих для расчетов кассовое оборудование, радикального выведения выручки из теневого оборота достичь не удалось. В кассовом оборудовании технология несовершенна. Каждый год увеличивается количество выявляемых правонарушений. В то же время, по оценкам специалистов, обеспечение за счет внедрения системы контроля даже пятипроцентного повышения розничного товарооборота позволит увеличить ежегодные добровольные налоговые поступления в бюджет.

«Надо обеспечить безусловное выполнение налоговых обязательств всеми субъектами хозяйствования, — подчеркнул Президент. — Кроме того, совместно с заинтересованными реализовать комплекс мер, в том числе экономического характера, направленных на предотвращение незаконного перемещения товаров через государственную границу».

«В основе — исключительная справедливость»

Александр Лукашенко потребовал искоренить круговую поруку при борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями. «Ни один невиновный не должен быть привлечен к ответственности. Не должно быть и выборочного, как у нас зачастую бывает, привлечения к ответственности за экономические преступления и коррупцию. Мол, это свои знакомые, даже если и нарушили что-то — ладно, закроем глаза, предупредив тихонько в бане, на пикнике, на пьянке, на охоте, на рыбалке. А этих вот или не знаем, или слишком строптивые, давайте им отвернем голову. Хочу сказать следующее: при такой попытке головы будут отвернуты тем, кто этим занимается. В основе должна лежать исключительная справедливость! Виноват — отвечай, кто бы ты ни был!»

Обращаясь к генеральному прокурору и председателю Следственного комитета, Президент отметил, что они несут персональную ответственность за соблюдение законности при расследовании уголовных дел, особенно по экономическим преступлениям. «Совершивший преступление обязан возместить причиненный вред в полном объеме и понести заслуженное наказание. Этот вопрос должен быть под постоянным вашим контролем. Трехкратный, пятикратный платеж за обнаруженные украденные у государства и общества деньги».

«Я замечаю, что у нас образовывается маленькая круговая порука на уровне районов, городов, областей. Они начинают жить по своим законам, а вы, наверное, думаете начинать тоже жить по своим законам в центре. Можете управлять — управляйте всей системой, нет — значит, будем думать: или новых людей привлекать, или систему менять», — сказал глава государства.

«В итоге милиция, налоговые органы, местная власть варятся в собственном соку, решая лишь узковедомственные задачи, а в организациях и учреждениях годами сохраняется обстановка, благоприятная для совершения правонарушений. Из поля зрения правоохранительных и контролирующих органов не должны выпадать ни одно ведомство, ни одна сфера деятельности, и прежде всего затрагивающие стратегические интересы государства и представляющие наибольшую заинтересованность граждан», — подчеркнул Александр Лукашенко. В этой связи он обратил внимание Совета Министров, Комитета госконтроля на необходимость продолжения работы по совершенствованию контрольно-ревизионных служб. «На сегодняшний день в стране нет контролирующего органа, в обязанности которого вменено проведение проверок в организациях, не имеющих ведомственного контроля, по всем возможным направлениям деятельности. Этот вопрос подлежит дополнительной проработке, но напоминаю о недопустимости раздувания только что приведенного в оптимальное структурное построение государственного аппарата. Количество чиновников возрасти не должно. И вопрос здесь не в количестве, а в качестве. У нас люди ушлые, особенно предприниматели. Если бы мы эффективно дернули в разных точках по одному, по два, по три таких нарушителя по конкретным направлениям, они бы поняли, что от них требуется. Но коль нет такой системной борьбы, а мы дергаем там, где что-то прорвало, оно так и получается».

Александр Лукашенко обратил внимание еще на один момент: «Постоянно звучат слова о праве на ошибку. Но ошибка ошибке рознь. Главное, чтобы они не превратились в систему и чтобы деньги не перетекали из государственного в личный карман. Ошибки должны исправляться, а преступники — наказываться. И эту грань между ошибкой и преступлением правоохранительные органы должны определять четко».

«Примите меры, если надо — кадровые...»

Александр Лукашенко покритиковал МВД за недостаточную работу по выявлению экономических преступлений. «Обладая самым большим потенциалом и необходимыми возможностями, ведомство заняло непонятную выжидательную позицию».

Александр Лукашенко обратил внимание министра внутренних дел Игоря Шуневича на неоправданно затянувшийся процесс реорганизации главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. «Несмотря на то, что противодействие коррупции определено в качестве основной задачи для данного подразделения и на эту задачу особый упор делался в ходе совещания по реформированию органов внутренних дел, никаких решений по ее выполнению пока не принято, по крайней мере, в полном объеме, — констатировал Президент. — Более того, в последнее время я получаю все больше информации от министра по отдельным коррупционным проявлениям. Но она просто ничтожна по сравнению с той информацией, которую я имею от других структур. Это обнаруженные вами мелкие факты коррупции и экономических преступлений».

Утратило свою организующую роль и главное управление по борьбе с экономическими преступлениями. Несмотря на сложную обстановку в этой сфере, количество выявляемых экономических преступлений органами внутренних дел снизилось за три года практически на треть. «Низкие результаты работы на фоне сохраняющегося самого большого некомплекта в оперативных подразделениях, достигающего почти 15 процентов, нездоровый морально-психологический климат в коллективе свидетельствуют, что деятельность этого подразделения выпала из поля зрения как министра, так и начальников областных управлений. И начальников сверху, которые должны контролировать данные процессы, я имею в виду руководителей Госсекретариата и Генпрокуратуры, — сказал Александр Лукашенко. — Тщательно разберитесь в сложившейся ситуации и незамедлительно примите действенные меры по исправлению ситуации, если необходимо, то и кадровые. Ведущая служба министерства не должна отсиживаться в тени!»

ПРЕЗИДЕНТ Беларуси потребовал от госсекретаря Совета безопасности регулярного доклада об эффективности борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями: «У меня каждый месяц, а может быть, квартал должен лежать на столе конкретный отчет в сравнении, кто, как и с кем боролся и какие результаты».

«Еще раз подчеркиваю: без эффективно работающей экономики, без компетентного государственного аппарата, не зараженного вирусом коррупции, нам не решить стоящих масштабных задач по модернизации и динамичному развитию нашей страны», — сказал Президент.

Александр Лукашенко потребовал от правоохранительной системы активизации деятельности в борьбе с негативными явлениями во всех сферах жизнедеятельности общества: «Все ведомства должны обеспечить проведение постоянного мониторинга ситуации и оперативную корректировку мероприятий. Притом не ограничиваться только текущим годом, а продолжить поиск оптимальных путей решения проблем на более длительную перспективу». Президент считает: только такой подход обеспечит максимально эффективное решение стоящих задач.

БЕЛТА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter