Великий пост “придумали” монахи. Я имею в виду само богослужение, тексты, правила

“Камертон” духовности

Великий пост “придумали” монахи. Я имею в виду само богослужение, тексты, правила. И чтобы поститься по-настоящему, следует понять мысли и намерения этих Божьих людей. Для них Великий пост был одним из духовных упражнений, в котором сочетались и молитва, и поучение, и размышление, и, конечно, телесный подвиг.

Мы хорошо ощущаем последний, а порой к нему все и сводим: ограничиваем себя в пище, делаем поклоны, выстаиваем длинные постовые службы. А как же быть со всем остальным, пожалуй, более значительным наследством духовных упражнений, которые, собственно, и создают правильную атмосферу великопостного упражнения?

Древние подвижники оставили нам тексты, запечатлевшие характер этих духовных упражнений. Откройте Триодь постную, книгу, по которой совершается богослужение Великого поста. Это сборник молитвенных текстов, написанных разными подвижниками из различных византийских монастырей. Хотя называем мы эти тексты молитвенными с некоторой долей условности. Это, скорее, записи духовных размышлений, которые очень хорошо раскрывают динамику поста как духовного упражнения, посвящают нас в настоящие великопостные замыслы монахов.

Даже если у вас нет под рукой Триоди, вы наверняка слышали на первой неделе поста чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. “Душе моя, восстани, что спиши”. Весь текст — разговор с душой. Не с Богом, а со своей душой. Весь текст канона — сохраненное в записи монашеское размышление над страницами Священного Писания.

Это монашеское духовное упражнение, к которому приобщаются всей Церковью незадолго до Пасхи, имеет характер очистительной подготовки к ней. Но вот вопрос: а зачем перед Пасхой, именно перед Пасхой, надо очищаться? Разве не следует всегда быть чистым и достойным человеком? Разве мы не причащаемся в другие дни церковного года, не исповедуемся регулярно?

И здесь снова ответ можно найти только у монахов, которые это все и придумали. Обратите внимание, как меняется характер духовных упражнений с течением поста. Мы начинаем разговором с душой и покаянными молитвами. Мы заняты собой. Просим прощения у Бога, пытаемся побороть нашу суетливость, страстность, “бурю помышлений сумнительных”. Но чем ближе к Страстной седмице, тем ощутимей меняется характер великопостных молитв. Покаянные молитвы уступают место бескорыстному созерцанию Страстей. Молитва становится бескорыстной и незаинтересованной. В этом созерцании мы полностью забываем себя — наши грехи и наши добродетели. Нас нет. Есть только Он — Бог Воплощенный, совершающий Свое служение “с воплем великим”.

Когда читаешь тексты Страстной седмицы, эта бескорыстность молитв поражает и режет зрение и слух. Порой молитва превращается просто в описание событий, это поразительный опыт созерцания, почти свидетельства, но это созерцание абсолютно незаинтересованное, бескорыстное, с подлинным забвением самого себя перед лицом величайшей Тайны искупления, совершающейся прямо на наших глазах.

В этом и заключен смысл великопостного подвига: очистив себя “зрением греха своего”, подготовиться к созерцанию Таинства Креста и Воскресения, Пасхи Крестной и Пасхи Воскресения.

Очень важно понять и осознать настоящий замысел Великого поста как духовного упражнения. Без осознания этих очевидных истин пост превращается в постылую обязанность, а порой и в банальное издевательство над собой и ближними.

Не к этому звали нас святые старцы, не мук и серых лиц желали они нам. Замышляя пост, делясь своим опытом с мирянами, они искали, как поделиться своей радостью и духовными утешениями, а потому нам следует искать подлинный смысл поста, и этим смыслом взвешивать свои духовные усилия, с ним сверять свои упражнения.
Но даже если и это нам не под силу, есть совсем простой “камертон” постного подвига — Евангелие, которое говорит, что правильно постящийся — и бодр, и весел, и рад людям. Вот самый понятный и легко достижимый минимум, самый доступный критерий истинного поста: он делает постящегося добрым и братолюбивым. И этого простого ориентира достаточно для успеха в постном подвиге.

Архимандрит Савва Мажуко
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter