Камера преткновения

Как не нарваться на неприятности в магазине?
Как не нарваться на неприятности в магазине?

«Украли, украли! Как же так? Украли сумку прямо из камеры хранения. Там пенсия. Только получила. И зачем я пошла в этот магазин?» — причитала бабушка, хватаясь за сердце. На ее всхлипы быстро отреагировал парень, уверенный вид которого показывал, что он здесь не просто прохожий, а самый настоящий секьюрити.

— Сейчас разберемся, — начал успокаивать расстроенную покупательницу охранник. И действительно: успокоил и разобрался.

Как настоящий профессионал, он осмотрел все открытые ячейки и в одной из них обнаружил бабушкин скарб. Вероятно, страж торгового порядка уже сталкивался с подобными ситуациями. Выяснилось, что старушка, зайдя в магазин, забыла положить вещи в металлическую ячейку хранения и поставила сумку на пол. При этом аккуратно закрыла на ключ совершенно пустое отделение. А кто–то предусмотрительный позаботился и убрал с пола бесхозные вещи в свободную ячейку. Купив продукты, рассеянная покупательница открыла камеру хранения и, естественно, ничего в ней не обнаружила. Но, как говорится, все хорошо, что хорошо заканчивается.

А если предположить другой исход? Ведь действительно вещи могут пропасть даже из металлического гардероба. Почему нет? Если уж некоторые «специалисты» умудряются взламывать банковские счета, мощные двери и «навороченные» сейфы, то что им стоит вскрыть простенький замочек? Причем в магазине самообслуживания, где всегда полно народу. Вдруг случится такая беда?

— Я не знаю, что такое «вдруг». У нас такого никогда не было и не будет, — решительно заявила мне Таисия Седая, заведующая того самого гомельского магазина, где случился конфуз с бабушкой. — На нашем предприятии созданы все условия для сохранности вещей покупателей. Установлены камеры слежения, да и три охранника в торговом зале постоянно дежурят. Посматривают они и за ячейками хранения.

Постепенно тема местного уровня безопасности перешла в рассказ об условиях купли–продажи и о том, что все гардеробы в магазинах придуманы и оборудованы для нашего же блага.

— Заходить с большой сумкой в торговый зал — это же неудобно для покупателя. Зачем ему надрываться — в одной руке сумка, в другой — корзинка, — подключилась к разъяснениям директор универсама «Гомельский» Галина Борборович.

К тому же в некоторых магазинах можно выбирать, каким способом хранения воспользоваться: привычным гардеробом с доброжелательной приемщицей или безмолвными металлическими шкафами. Приятно, конечно, что о нас так беспокоятся. И все–таки милые гардеробщицы постепенно становятся приметой вчерашнего дня. На смену человеку приходят достаточно примитивные сейфы. Когда у магазина возникает проблема экономии средств, уже не до заботы?

— Гардероб же должен кто–то обслуживать, а значит, нужен дополнительный работник, — посетовала Галина Федоровна. — Поэтому, чтобы не платить лишнюю заработную плату и не занимать дополнительные метры, разумнее установить камеры хранения. Их хватит на год, два, три. У металла срок износа очень большой.

О прочности металла никто и не спорит. А вот ключи от ячеек имеют свойство теряться. Но для крупных магазинов — это не проблема. Просто меняют замки. Кстати, производители гарантируют уникальность замочков, говорят, что они неповторимы, так же как отпечатки пальцев.

— А я с недавних пор не пользуюсь камерами хранения, — рассказала мне словоохотливая солидная посетительница одного из гастрономов Гомеля. — Однажды наблюдала, как малыш баловался с ячейками: одним ключом открыл пять шкафчиков. Теперь я хожу по магазинам налегке, без лишних сумок.

И все–таки столь «страшная» история вызвала у меня некоторые сомнения. Можно, конечно, поверить на слово, но лучше проверить. Так и сделала. Ключ от моей ячейки подошел еще к одной, томившейся в ожидании поклажи. Причем поиск двойника не занял много времени. Из семи пустующих ячеек у двух оказался одинаковый замок.

— А как мы можем нести ответственность за сохранность вещей, если покупатель сам кладет собственные сумки в камеру и забирает ключ с собой? — рассудительно заметила завмаг Таисия Седая.

И такой ответ можно услышать в любом другом магазине. Правда, покупатели считают иначе.

— Когда я захожу в супермаркет, меня, по сути, вынуждают сдать сумки в камеру хранения, — начал анализировать Сергей Николаевич, бывший юрист, ныне пенсионер, раскладывая свои покупки в авоську. — Ведь с багажом в торговый зал просто не пускают. А значит, работники магазина требуют, чтобы мы приняли их правила. Следовательно, администрация должна обеспечивать условия и отвечать за сохранность вещей. А вот если ячейки самообслуживания выставлены для нашего удобства, тогда мы сами вправе решать — оставить сумку в ячейке или нет. А как на самом–то деле?

Вопрос следовало бы задать продавцам. Уж кому, как не им, знать все нюансы, варианты и правила торговли. Именно такой случай и представился. Как только я попыталась зайти в продовольственный магазин не с пустыми руками. «Девушка, оставьте пакет в камере хранения», — преградила мне путь милая женщина и популярно растолковала, что так положено.

— А если что–то пропадет, кто будет отвечать?

— Не пропадет, — приблизительно такие «конкретные» объяснения я услышала и в других гомельских супермаркетах.

Вот так — ни ответов, ни табличек с надписью: «Магазин не несет ответственность за сохранность вещей в камерах хранения».

— Представьте себе: зашел покупатель и увидел такую надпись. Да он будет ошарашен, — объяснила отсутствие предупреждающих табличек Галина Борборович. — А мы очень дорожим своими клиентами. Потому что от них зависит наше благосостояние. И к тому же в каждой конкретном случае надо отдельно разбираться.

Ситуация становилась все более запутанной. Пришлось обращаться за консультацией к настоящим специалистам. Например, в Белорусском обществе защиты потребителей сразу сказали, что за все отвечает администрация магазина. Но, немного поразмыслив, посоветовали все–таки обратиться в Министерство торговли.

— Эта тема больная, если можно так сказать, — объяснила заместитель начальника управления организации торговли и услуг Минторга Лариса Миронова. — Однозначно утверждать, что ответственность несет магазин, нельзя. Потому что магазин не делает описи вещей, а значит, не занимается их хранением. Но, с другой стороны, если администрация оборудовала место для хранения, то и несет ответственность за помещенную кладь. А если вещи у покупателя все–таки пропали, то магазин обязан обратиться в милицию и органы правопорядка будут проводить расследование.

Кстати, в одном из гомельских универсамов мне дали совет: «Если не доверяете камерам хранения, смело заходите в торговый зал с сумками. Никто не в праве вас остановить. По крайней мере, в правилах организации купли–продажи такого запрета нет».

Как сказал один покупатель: «Нечего на магазин пенять, коли сумка большая». Тяжеловато, конечно, с авоськами, но зато безопасно.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter