Каменный век

Научно-технический прогресс идет столь стремительно, что многие вчерашние передовые достижения электроники воспринимаются как “мамонты”

Научно-технический прогресс идет столь стремительно, что многие вчерашние передовые достижения электроники воспринимаются как “мамонты”

Сегодняшних школьников, меняющих гаджеты, как перчатки, наверняка приведет в ступор один из первых персональных компьютеров: что это за “нелепое создание”?!. А ведь, казалось бы, во времена еще не столь отдаленные он считался чудом техники. Перенестись на несколько десятилетий назад можно с помощью “машин времени”, собранных студентом четвертого курса факультета компьютерных сетей и систем БГУИР Александром Александровым, который вот уже почти десять лет коллекционирует раритетную технику. А увидеть ее можно на выставке, открывшейся в стенах этого вуза.

Идея собирать компьютеры возникла у Александра лет в тринадцать с появлением первого более-менее современного ПК. Тогда у него и появилось ощущение “одинаковости” всей новой техники. То ли дело “старички” — у каждого своя “душа”, своя история. Так и появился критерий, по которому и стала формироваться коллекция: несовместимость с современной электроникой. Первыми экспонатами стали домашний “Байт” и несколько компьютеров, подаренных друзьями и знакомыми. А потом понеслось...

Живое прошлое

Небольшая аудитория буквально забита раритетной техникой родом из 1980-х и 1990-х. Наравне с легендарными компьютерами “Немига”, “Байт”, “Электроника” представлены старые игровые приставки, ноутбуки, телевизоры, программируемые калькуляторы и печатные машинки — всего более ста экспонатов. Самому почтенному из них — почти сорок, а самому молодому — восемнадцать. Многие до сих пор исправны, с их помощью можно поиграть в оставшиеся в детстве игры.
Часть коллекции хранится в родном для Александра Бресте, часть — в Минске.

— Изначально все мои компьютеры, а тогда их было около десятка, находились в нашей брестской квартире, — вспоминает юный коллекционер. — Но места становилось все меньше, и мы с отцом переделали под хранилище пристройку к частному дому, который принадлежит нашей семье. Когда я переехал в Минск, какое-то время снимал квартиру, где тоже хранил технику. Потом мне дали общежитие, и места для нее стало катастрофически не хватать. Помогла первая выставка в Союзе дизайнеров, прошедшая полтора года назад. После нее мне выделили отдельное помещение, где я и храню компьютеры.

Атмосферу 1990-х в помещении поддерживают висящие под потолком платы, виниловые пластинки и музыка, которую воспроизводит большой бобинный магнитофон. Во время разговора с Александром музыка затихает, раздается щелчок — магнитофон “доел” пленку. Через несколько секунд музыка зазвучала снова — пленка пошла в обратную сторону...

С миру по нитке

Ценность этой коллекции прежде всего в раритетности самих компьютеров, собранных в ней. Однако и ее денежный эквивалент нарастает: суммарная стоимость сотни экспонатов уже превышает двадцать пять тысяч долларов.

Формируется коллекционный фонд различными путями: что-то просто отдают знакомые, что-то покупается, что-то выменивается. Есть и дары от совершенно незнакомых людей. Большим подспорьем являются также выставки. При мне мужчина принес “умную” печатную машинку. “Монстроподобный” аппарат, несмотря на все “уговоры”, текст печатать отказался, впрочем, неисправность оказалась незначительной.

В планах — музей

С выбором будущей профессии Александр определился давно: его детство в буквальном смысле прошло за компьютером. Первый “комп” появился в доме, когда будущему коллекционеру было всего три года. А вот с будущей карьерой студент еще не определился: знания позволяют как создавать софт, так и писать под него программное обеспечение. Сфера интересов Александра охватывает практически всю электронику — от телевизоров до последних разработок в робототехнике. Бросать свою коллекцию на произвол судьбы энтузиаст тоже не намерен и даже планирует создать собственный музей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter