Камень в наш огород

В Столбцовском районе начались раскопки крупнейшего метеорита, упавшего там в 19-м веке. Название деревни и координаты астроблемы держатся в секрете: ученые опасаются незваных гостей – черных копателей

Репортер  «Р»  принял  участие  в  поисках  метеорита 

Когда моя лопата ударилась обо что-то твердое, сердце екнуло. Неужели он? Увы, воображаемый кусочек звезды оказался обычным булыжником. По всем подсчетам, настоящему метеориту еще рано показываться на свет – мы углубились пока только на два метра. Ученые предполагают, что копать астроблему в поисках внеземной материи придется до 5—7 метров. 

Раскопки метеорита в Столбцовском районе начались еще 8 июня. С официального разрешения Института геохимии и геофизики Национальной академии наук Беларуси ими занимаются энтузиасты из уфологического комитета. В прошлые выходные я тоже решил помочь науке и напросился к ним в компанию. 

Научный интерес к этому месту появился в 2001 году. Тогда в Академию наук позвонил пожилой мужчина и сказал: «Я знаю место, где упал метеорит. Приезжайте». Гендрик Талейко, так представился звонивший, поведал ученым интересную историю. В конце XIX века крестьяне близ его родной деревни были заняты на поле, как вдруг услышали мощный гул и увидели в небе два солнца. Одно из них стремительно неслось на землю. От удара все вокруг задрожало. Люди бросились к кратеру. На дне они увидели большой камень, вокруг него кипела вода и шел пар. Для сельчан «пришелец» приземлился весьма неудачно – прямо на пахотные земли. Поначалу камень хотели достать, но тот оказался слишком велик. Воронку решили засыпать землей и запахать. Все это Талейко знал с рассказов своей матери, которой во время падения метеорита было всего 10 лет. 

Ученые заинтересовались рассказом и выехали в Столбцовский район. На том месте, где раньше было поле, сейчас густой лес. 

— Мы сразу заметили четкую воронку в форме эллипса диаметром где-то 110 метров, — говорит Всеволод Бордон, председатель комиссии по исследованию метеоритов Института геохимии и геофизики Национальной академии наук Беларуси. – А магнитометр показал наличие крупного металлического тела на глубине 5—7 метров. Впрочем, это может быть и намагниченная каменная глыба с высоким содержанием никеля, что свойственно метеоритам. По геологическим данным, в этой местности нет карбонатных пород, поэтому исключена версия карстового происхождения воронки. 

Несколько лет назад ученые пробурили в эпицентре падения пять неглубоких скважин. Пробы керна не дали каких-либо следов перемешивания пород и метеоритного вещества. Возможно, эта нестыковка объяснима толстым слоем земли, которую крестьяне свозили сюда на телегах. И в самом деле, где это видано, чтобы плодородный слой был два метра в глубину? В эти выходные энтузиасты только-только вышли на уровень песчаной породы. Возможно, «звездный клад» уже близко и следующий рабочий десант станет решающим. Конечно, проще было бы подогнать трактор. Но для этого надо прорубить по лесу дорогу метров 200. Очевидно, техника понадобится, только если метеорит действительно будет найден. 

С самим Гендриком Талейко мне встретиться не удалось. Говорят, всего пару месяцев назад он, к сожалению, умер. Но у многих жителей деревни сохранились воспоминания от родителей и дедов о падении на землю «второго солнца». Название деревни и координаты астроблемы держатся в секрете. Ученые опасаются незваных гостей – черных копателей. Не секрет, что цена одного грамма метеоритного вещества зачастую равна стоимости золота. А мельчайшие частицы особо редких экземпляров тянут на несколько тысяч долларов… 

Ученые в выводах пока осторожны, но предполагают, что по логике в столбцовской земле может лежать метеорит Забродье. В 1893 году в одноименной деревне близ Ивенца крестьянин Микола Шумчик мастерил крышу нового дома, как вдруг в небе сверкнула вспышка, и прямо на дом с ревом рухнул камень. Вполне возможно, что при входе в атмосферу Земли довольно крупный метеорит раскололся на несколько частей. Одна из них угодила в крышу дома в Забродье, другую занесло на десяток километров. В Беларуси есть только муляж Забродья. Оригинал весом 3,15 кг хранится в музее Вильнюсского университета. Так что находка недостающего звена в белорусской коллекции будет весьма кстати. 

— Если расчеты верны и метеорит будет выкопан, то его значение для науки трудно переоценить, — считает Всеволод Бордон. — Метеориты — это письма с разных концов Вселенной. Они могут многое рассказать о зарождении солнечных систем, в том числе и нашей. 

Р.S. Для дальнейших раскопок в Столбцовском районе требуются добровольцы. Заявки можно присылать в редакцию «Р», в Институт геохимии и геофизики, а также на сайт уфологического комитета: http://www.ufo-com.net. Наша газета будет следить за ходом раскопок. 

На снимке: раскопки в центре кратера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter