Маленькая деревушка с необычным названием Ножницы: видеоролики о сельской жизни, портреты из пазлов и мечта о быстром интернете

Камень, Ножницы, легенда

Эта деревенька расположена в самой отдаленной точке Россонского района. До райцентра около полусотни километров, до российской границы рукой подать. Правда, добираться придется на лодке — Беларусь и Россию на этом участке соединяет озерная гладь. О чем волнуются и мечтают жители деревни с необычным названием Ножницы, выясняла корреспондент «Р».

Ирина ИВАНОВА без раздумий переехала из российской столицы в белорусскую глубинку

Российский акцент 

Вместе с директором территориального центра социального обслуживания населения Россонского района Ольгой Лазаренко, начмедом районной больницы Алиной Чумаковой и фельдшером Татьяной Булыгиной, а также заместителем начальника идеологического управления райисполкома Ириной Гвоздевой направляемся в отдаленные Ножницы. В качестве главного гида — и.о. председателя Краснопольского сельсовета Наталья Артемьева. Мои спутники в один голос утверждают: немногочисленное население деревушки никаких жалоб в последние годы вообще не высказывало. Сельчане всем довольны. Бывает ли так на самом деле? Наталья Артемьева знакомит с обстановкой: 

— В Ножницах официально зарегистрированы 9 пенсионеров. Двое из них сейчас отсутствуют — один человек в больнице, второго забрали родственники. Таким образом, постоянно проживают семеро. Кстати, четверо из них — россияне…

Вот такой интересный расклад. Что нашли в нашей глухомани российские граждане, пожелавшие уединиться в лесу среди озер? Это предстоит сегодня выяснить. 

Асфальт заканчивается в Краснополье. Сначала мы едем по гравийке, потом — по лесной дороге, среди сосен еле разминулись с лесовозами. 

В Ножницах — грибной сезон для бывших жителей Санкт-Петербурга

Ножницы встречают нас ухоженными избами и новостройками. Несмотря на малочисленность постоянных жителей, здесь уже около двух десятков домов. Причем архитектура явно не местная. Вот домик с прибалтийским акцентом — панорамные окна в пол занимают целую стену. Практически в лес вклинился утопающий в цветах участок, на котором построен красивый двухэтажный домик. Свежими бревнышками сверкает под солнцем соседняя постройка...

— В последние годы эту деревню облюбовали под дачи россияне. Тут отдыхает летом профессор из Москвы, а в эту двухэтажку переехала семья — дедушка с дочерью и зятем. Тоже москвичи. Чуть дальше в доме, доставшемся по наследству, обосновалась со своим супругом урожденная ленинградка Надежда Дьяченко. Когда-то ее прадед выкупил четыре надела земли в Ножницах и поставил здесь дома для всех своих сыновей. Позже потомки разъехались по белу свету, а теперь вот возвращаются к своим корням, — рассказывает Наталья Артемьева. — Учитывая спрос, мы подготовили к продаже с аукциона еще 3 земельных участка. Есть все необходимые документы, ждем очередных новоселов. Места здесь очень красивые — деревня входит в республиканский ландшафтный заказник «Синьша» и окружена тремя озерами — Волобо, Синьша и одноименным с деревней Ножницы. 

На озеро Ножницы меня и ведет местный краевед Ирина Иванова. Та самая москвичка, бывший преподаватель информатики в школе, а ныне — пенсионерка-активистка в заказнике. Ирина Анатольевна ничуть не жалеет, что променяла московскую жизнь на лесную. Улыбается:

— Когда друзья узнали, куда я собралась переезжать, в один голос заявили: «При столь неуемной энергии ты там долго не продержишься. Затворническая жизнь не для тебя». А я вот уже два года постоянный житель Ножниц. Почему именно сюда? Это история длиной в 40 лет. Мои родители очень любили путешествовать, и мы часто приезжали на местные озера. А потом туристам запретили разбивать палатки в заказнике. Пришлось думать об узаконивании своего пребывания. Купили старенький домик, где и останавливались. Когда мама умерла, отец наотрез отказался уезжать из Ножниц в Москву. Вот и построили новый дом, в котором в итоге всем хватило места. Фото старой хаты на память оставили — это история. Ее нужно ценить и беречь…

Директор территориального центра социального обслуживания населения Россонского района Ольга ЛАЗАРЕНКО: нареканий на соцработника у подопечной Валентины ЗАЙЦЕВОЙ и ее мужа нет.

Интересно: сейчас урожденная москвичка увлеченно изучает историю деревни и уже может рассказать о ней намного больше, чем все местные жители и историки, вместе взятые. 

 Сказ о бедном портном

Озеро среди леса — как блюдце с неровными краями. Украшено каймой из камышей и кувшинок. Мы стоим на маленьком галечном пляже, и прямо здесь Ирина Иванова знакомит меня с красивой легендой, объясняющей столь необычное название и деревни, и озера. 

Итак, давным-давно аккурат вот здесь, на этом берегу под большим валуном жил портной. К талантливому мастеру люди спешили со всей округи, и каждому он мог угодить. Не бесплатно, конечно. Но однажды к портному пришла бедная девушка. Ей нужен был подвенечный наряд, вот только денег, чтобы заплатить, не было. Сжалился «кутюрье» и пошил ей восхитительное платье совершенно бесплатно. Завистливые люди не поверили в бескорыстность портного и стали говорить разные гадости. И тогда мастер в ярости от людской черствости швырнул ножницы оземь. Ударившись о валун, они разбили камень на мелкие кусочки. Ирина Анатольевна показывает на камешки у кромки берега и на самом дне маленькой бухты:

— Я не единожды обходила все озеро целиком. Но больше нигде не находила камней, везде песок. Так что доля правды, возможно, в этой легенде есть. Вторая версия: озеро, а потом и деревню назвали так из-за необычной формы водоема. Если смотреть по карте, оно и вправду напоминает раскрытые ножницы. Ну а третья версия еще более прозаична — это озеро как бы врезается в систему озер, состоящую из двух десятков водоемов, соединенных между собой. 

Местный аксакал 90-летний Аркадий Гребнев историей особо не интересуется. Ножницы и Ножницы — главное, что свои, родные. Погостить домой на лето из Питера его привез сын. Возвращаться обратно, как тайком сообщил долгожитель, он не собирается:

— Не-а, питерская жизнь не по мне… С одной стороны — многоэтажка, с другой — тоже. Дочка с зятем меня на улицу выведут на детскую площадку и говорят — тебе, мол, зарядка нужна. Гуляй. А где там гулять-то?! Это здесь — лес, озеро… А там — голый асфальт да песочница с малышней. Не поеду!

90-летний Аркадий ГРЕБНЕВ — старейший житель деревни.

Пока медики осматривают пенсионера, директор территориального центра соцобслуживания Ольга Лазаренко вновь пытается уговорить пожилого человека зимой «поквартировать» в отделении круглосуточного пребывания. Ведь год назад он там уже несколько месяцев провел — не повторить ли заезд? Дедушка задумывается и нарочито важно рассуждает: можно было бы, конечно, да только девчата там староваты. Скучно… 

Класс учителя Ивановой

Честно говоря, такой сплоченности сельчан, как в этой деревушке, я нигде не видела. В доме пенсионерки Валентины Зайцевой и ее мужа Юрия Александровича, которым помогает соцработник, — множество фотографий и даже семейный портрет из пазлов. За столом на снимках — вся немногочисленная деревня отмечает юбилей хозяина. Торт со свечами в виде маленьких фейерверков… Многие идеи принадлежат москвичке Ирине Ивановой, без которой не проходит ни один праздник. А еще сельчане обмолвились: под руководством Ирины Анатольевны они дружно собирают историю деревни, снимают ролики о сельской жизни, устраивают чемпионаты в подкидного и мастер-классы по вязанию. Россиянка, как мне кажется, все взяла под свой неусыпный контроль. Ночью разбуди — расскажет, какое у кого из односельчан вчера было давление, кому из них нужно срочно обновить домашнюю аптечку, а кого отвезти в амбулаторию. 

У Ивановой на заметке все: где опять закапризничал телевизор, почему не прижились цветы в чьем-то палисаднике и отчего интернет работает с большими перебоями. В ее доме сельчане устраивают по компьютеру онлайн-сеансы связи с зарубежными родственниками, учатся флористике и умению вязать уникальные вещи. 

Такое впечатление, что вездесущая Ирина Анатольевна, усадьба которой похожа на цветущий оазис (здесь хозяйка выращивает даже голубику), оформила неофициальную опеку над всей деревней. Как когда-то, будучи преподавателем, — над классом в школе. Кстати, старейшине деревни Ножницы уже исполнилось 80 лет, а потому и местные жители, и дачники в этом плане все свои надежды возлагают на Ирину Иванову. Вот сейчас, например, ей поручено пробить вопрос проведения в Ножницы оптоволоконной связи. Связисты твердят: неперспективно тянуть 4 километра провода в вымирающий населенный пункт. А сельчане думают наоборот: вместе со строительством новых домов, появлением иностранных жителей и дачников, а еще с учетом окружающей природы у деревни есть все шансы стать перспективной. Только ей в этом нужно чуть-чуть помочь.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter