Залежи янтаря в Брестской области привлекают "черных копателей"

Камень, который любит добрые руки

Пограничники и таможенники то и дело задерживают водителей, пытающихся незаконно вывезти из Беларуси янтарь. Только в этом году — три громких случая. В феврале житель Минской области через погранпереход «Каменный Лог» вез в Литву 12 килограммов солнечного камня. Груз находился в запаске «Фольксвагена». В апреле таможенники в пункте пропуска «Варшавский мост» нашли 18 необработанных камней. А в июне уже Госпогранкомитет сообщил о задержании брестчанина, который пытался выехать в Польшу, спрятав минералы в сиденье авто.


В Пинском районе «черные старатели» потерпели фиаско

Если раньше пограничники задерживали лишь перевозчиков, то этим летом они столкнулись с «черными копателями», пытавшимися намыть драгоценности прямо у белорусско–украинской границы. Нелегалов засек беспилотник. Трех старателей, развернувших мотопомпу для промыва грунта, повязала тревожная группа. Помощник начальника Пинского погранотряда Михаил Бут–Гусаим говорит, что добыть они ничего не успели, а вот штраф за нанесенный природе ущерб и нарушение пограничного законодательства пришлось заплатить приличный — более 150 миллионов неденоминированных рублей.

Что примечательно, работали «копатели» по «украинской» технологии. Как известно, наших соседей прямо у белорусской границы охватила янтарная лихорадка. Местные жители массово добывают солнечные камни, вбрасывая их потом на черный рынок. Вот здесь и возникает логичный вопрос: нет ли подобных залежей у нас на Полесье? Ученые отвечают: есть и много. И не только на границе с Украиной. Другое дело, что на государственном уровне за добычу янтаря масштабно пока никто не берется. Вот и приходят туда «черные старатели», создавая проблему пограничникам, милиции и экологам. «Копатели» уже давно у них на крючке, что периодически подтверждают уголовные дела за незаконную добычу.

Залежи янтаря в наших недрах похожи на привидение. Многие о них говорят, но увидеть удается единицам. Янтарь есть на картах геологов, на снимках, размещенных в методичках и научных сборниках, но потрогать его нельзя. Необработанные кусочки камня встречают археологи на палеолитических стоянках, возраст которых превышает 13 тысяч лет. Изделия из окаменевшей смолы — например, бусинки, серьги, фигурки животных — ученые находят в погребениях эпохи мезолита. Научно–исследовательская студенческая группа, созданная при государственном пединституте им. А.С.Пушкина в Бресте, еще в 80–е годы прошлого века обнаружила более трех десятков янтарных отложений.

Далее началась полномасштабная геологоразведка. Сегодня точно известны семь участков с залежами янтаря, которые есть в том числе и на Полесье. В частности, в Дрогичинском, Березовском, Пинском, Столинском и Лунинецком районах. Самыми перспективными и детально разведанными считаются залежи на болотном торфяном массиве Гатча под Жабинкой. Там прямо под торфяниками на глубине от двух до пяти метров хранится более 300 тонн янтаря. По мировым меркам это немного, если учесть, что, например, на месторождениях в Калининградской области столько и даже больше янтаря добывают в течение года.


Образцы янтаря из месторождений Брестской области хранятся в Брестском областном краеведческом музее


Впрочем, радоваться надо и этому. Тем более что наш янтарь без труда шлифуется и полируется, а мелкие обломки легко поддаются прессованию. Именно поэтому он не уступает аналогам прибалтийского, а украшения из белорусских минералов соответствуют всем мировым стандартам. Опытные образцы янтаря находятся в фондах Брестского областного краеведческого музея. И если уж начать работать в освоении имеющихся месторождений — в перспективе могут найтись новые. Предпосылки к этому есть. Вопрос: с чего начать?

Дело в том, что к белорусскому янтарю в советские времена особо никто не притрагивался. Тогда разрабатывались прибалтийские прииски. Исключением стали работы всесоюзного треста «Западкварцсамоцветы». Это предприятие курировало недра Украины, Беларуси и Молдовы. Уже в перестроечные времена его специалисты провели в районе поселка Ленинский в Кобринском районе геологоразведку, начали бурить, после чего сказали, что месторождение бесперспективное. При этом добытый янтарь так никому и не показали, хотя рабочие — из местных — видели большие куски солнечного камня...

Позже, в годы независимости, специалисты научно–исследовательского геологического предприятия «БелГЕО» провели там повторное исследование, которое показало, что янтарь все же есть: 325 тонн залегают на площади около 300 гектаров. Однако в постсоветские годы новая сфера добывающей и перерабатывающей промышленности потребовала бы вложений, а составлять бизнес–план, при котором прибыль существенно превысит затраты, было проблематично. Поэтому всерьез за разработку никто так и не брался.

Сложность еще и в том, что часть белорусского янтаря переотложена ледником и водно–ледниковыми потоками, а потому распределена очень неравномерно. Добывать его традиционными методами, способом бурения, сложно. Нужно делать сплошную выемку, а это значит, что на 300 гектарах под Жабинкой может образоваться большой водоем — наподобие Минского моря. Впрочем, и тут есть плюсы: песок, который пойдет в строительство, создание рыбхозов, туристическая зона отдыха, ну и, разумеется, сам янтарь — ископаемое цены немалой. Обычный камень размером с кулак, который пойдет на украшения, стоит около 20 — 25 долларов. А даже небольшой минерал с вкраплением древнейшего комарика, мошки или воздуха той эпохи, в которой он образовывался, потянет уже в 150 — 200 и выше долларов.


При этом часть самоцветов, например, на границе с Украиной, и вовсе не тронуты ледником, поэтому залегают ближе к поверхности земли и добывать их намного легче. Соседи это поняли — правда, не в государственном масштабе. А потому добыча янтаря стала там доходным бизнесом, за который украинцы готовы биться в прямом смысле слова. Так, как недавно было в Волынской области на границе с Дрогичинским районом, где местные старатели мешали нашим пограничникам проводить демаркацию. А спор вызвал Жировский канал, откуда, по оперативным данным, старатели брали воду для мытья янтаря. По международному договору он относится к Беларуси, и после демаркации вход сюда украинцам будет запрещен.

Остается надеяться, что у нас расхитители недр, несущие огромный вред природе, по–прежнему будут попадаться в единичных экземплярах. Но очевидно, что одними силовыми методами проблему не решить. Похоже, государству рано или поздно придется взяться за добычу самому или законно отдать этот промысел в руки предпринимателей.

 БУКВА ЗАКОНА 

За незаконную добычу янтаря Кодекс об административных правонарушениях Беларуси предусматривает:

Статья 15.14. Самовольное производство изыскательских работ

Самовольное производство изыскательских работ влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя — от десяти до пятидесяти базовых величин.

Статья 10.1. Нарушение права государственной собственности на недра

Самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра, влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до ста пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Александр МИТЮКОВ.

alexbresta@gmail.com

Альберт БОГДАСАРОВ,
профессор,
действительный член Белорусского географического общества.



Битва за янтарный урожай


Этим летом у наших соседей в Ровенской области проходит масштабная спецоперация по борьбе с янтарной мафией. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко уже заявил, что годовая прибыль от добычи янтаря равна армейскому бюджету:


Украинские силовики отбивают янтарь у нелегалов


— По предварительным оценкам, за год янтарные дельцы зарабатывают столько, сколько требует военный бюджет страны. Залежи янтаря находятся практически по всему украинскому Полесью. Это — серьезная перспектива для государства. Нужно легализовать то, чем занимается местное население, но направить деньги не в карманы бандитов и милиционеров, которые с ними сотрудничают, а в государственную казну.

Однако «янтарные короли» сдаваться не спешат. С началом спецоперации «копатели» янтаря сбили два беспилотника нацгвардии, а спецназ они встретили с оружием и на бронемашине. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил, что аэрофотосъемка зафиксировала в Ровенском заповеднике много вооруженных людей, бронетехнику и ужасающую картину разорения природы. По разным оценкам, на северо–западе Украины нелегально добывают от 120 до 300 тонн янтаря в год. Объем «теневого» рынка — 200 — 300 миллионов долларов. В деле «янтарной мафии» Ровенской области фигурируют сотрудники прокуратуры, СБУ и МВД.

Советская Белоруссия № 141 (25023). Вторник, 26 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter