Календарь и традиции: 7 - 13 января 2019 года

Калядныя блiны ладныя

Открывает будущую неделю светлый праздник Рождества Христова у православных верующих — торжество, символизирующее новое, обязательно доброе начало, несущее людям надежду только на лучшее. А потому встречали его всегда за щедро накрытым столом, радостно и весело. 


Что же включало традиционное белорусское меню? Прежде всего (уж прости наступающий китайский Год свиньи — но, как говорится, из песни слов не выкинешь) после окончания Рождественского поста на столе появлялся тот самый «падгадаваны парсючок», только теперь уже в жареном виде, начиненный блинчиками с печенкой и луком. Выпекалось также огромное количество блинов: к ним готовилась «мачанка са скабкамi» и ароматной, с тмином и «каляндрай», колбасой. Ну и далее по списку: пирожки, соленья, квашенья и прочие «прысмакi».

В народных обрядах все направлено на обеспечение плодородия, здоровья и «дабрабыту». От хаты до хаты ходили «калядоўшчыкi» — настоящие артисты из народа. К ним и требования предъявлялись специальные, и главное — «пачынальнiк» непременно должен был пользоваться репутацией «добрага i паважанага паўсюдна гаспадара», а также иметь большую и дружную семью. Обязательными считались для него и «вокальные данные», то есть хороший певческий голос. Подстать ему подбирались остальные участники дружины. В группе колядовщиков выделялись ряженые. Среди масок любимые всеми «жораў» — символ безграничных возможностей — и «каза», олицетворявшая плодовитость и плодородие; несколько необычные представители «неземледельцев» — «доктар» в белом халате и «салдат, жаўнер» в мундире и с «дубальтоўкай». Хозяева принимали колядовщиков как дорогих гостей. 

На продолжении всех Коляд запрещалось шить, плести или свивать что‑то вместе, закручивать, рассекать топором, ставить ограждения, изготавливать «крывое цi колападобнае» — опасались, подобные действия приведут к рождению детей и домашних животных с признаками «калецтва».

Наблюдали за погодой: высокие сугробы на Рождество обещали предстоящий хороший во всех отношениях год; оттепель — раннюю весну.

На следующий после Рождества день, который у нас называли «бабiны кашы», повышенным вниманием и подчеркнутым почтением окружали женщин‑рожениц и повивальных бабок. Обрядовую кашу из ячневой, гречневой или просяной крупы варила сама бабка‑повитуха — на молоке, с маслом, яйцами и медом. Ее украшали цветами, домашними сладостями, конфетами. 

10 января традиционно старались проводить со своими родными, с семьей.

11 января в храмах отмечалась память Вифлеемских младенцев. В народной традиции люди опасались, что в этот день ожесточается и поднимается всякая нечисть, для защиты от нее собирали всевозможные старые острые деревянные предметы и сжигали их. Особое внимание уделялось младенцам: их оберегали от всего недоброго и особенно от «пярэпалахаў» и «начнiц». «Начнiцай» у нас называли персонифицированное (в образе женщины) существо, олицетворяющее беспокойство, страхи, «отнятый» детский сон.

13 января — канун Нового года по старому стилю, «шчодры вечар» и «шчодрая куцця». В народе существовало правило: кто не печет блинов в этот вечер, у того не будет «гладкай свойскай жывёлкi» и в первую очередь — телят. И снова от дома к дому ходили «гурты» молодежи, пели «шчадроўкi». И у каждого крыльца раздавалось желанное: «Добры вечар, шчодры вечар, добрым людзям на здароўе!»

И вам того же!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter