Обзор книг Павла Семченко «Perfice. Удасканальвайся. Совершенствуйся» и Ричарда Йейтса «Одиннадцать видов одиночества»

Каллиграфия судеб

Павел Семчанка. Perfice. Удасканальвайся. Совершенствуйся. 

Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2018

«Без таямнiцы мастацтва робiцца рэччу». Калi вам давялося аднойчы пабачыць карцiны вядомага мастака Паўла Семчанкi, вы заўсёды будзеце пазнаваць ягоны стыль. Тонкiя лiнii, якiя пераплятаюцца ў таямнiчыя вобразы, знiтоўваючы графiку, фiласофскую думку, а яшчэ — музыку. Павел Афанасьевiч нават прыдумаў для гэтага тэрмiн — мелодыяграфiя, сцвярджаючы, што для яго звязаны скрыпка i пяро, бо як у скрыпцы струна вiбрыруе i нясе гук, тое ж робяць лiнiя, спiраль, росчырк... Павел Семчанка выхаваў не адно пакаленне вучняў. Ён аўтар трох кнiг пра калiграфiю, прафесар, шмат гадоў выкладае ў акадэмii мастацтваў. Адзiн з яго вучняў, вядомы калiграф Генадзь Мацур, стаў дызайнерам незвычайнай кнiгi да 80–годдзя настаўнiка. Гэта кнiга выслоўяў Паўла Семчанкi на трох мовах — беларускай, рускай i лацiнскай. На кожным развароце правая разлiнееная старонка пустая — чакае чытацкiх разваг. Кнiга выглядае як прыгожы артэфакт: кiшэнны фармат, дыхтоўная папера, залатыя аб’ёмныя лiтары на чорнай матавай вокладцы. Адчуванне вытанчанасцi, нейкага асаблiвага мыслення чалавека, якi прысвяцiў сябе спасцiжэнню таямнiц свайго мастацтва. Якi можа сцвярджаць, што ў аснове навучання павiнны быць логiка, рыторыка, калiграфiя, што ў майстра на паперы i пёрка танчыць i спявае, а калiграфiчная думка ператварае прастору ў кропку, кропку — у прастору. 


Ричард Йейтс. Одиннадцать видов одиночества. 
Москва, Азбука, 2018

Первый сборник Ричарда Йейтса сравнивают с рассказами Джойса о Дублине... Йейтс изображает послевоенную Америку, составляя коллаж из простых историй обычных людей. Эти истории высоко оценили все критики, в отличие от книжного рынка, на котором книги Йейтса особо не расходились. Но сейчас тема одиночества маленького человека в большом городе опять актуальна. Одинок бедный, нелепо одетый мальчишка, новичок в классе, где учатся благополучные дети. Одинока тощая некрасивая учительница, дарящая ученикам на Рождество одинаковые ластики. Одинок клерк, которого увольняют из конторы, хоть у него жена и двое детей. И жена его тоже одинока, потому что всегда должна играть какую–то из ролей: хорошей матери, заботливой супруги, бережливой хозяйки. Страшно все эти привычные маски снять и осознать: кто ты, что на самом деле чувствуешь. Нужно ли тебе выходить замуж за хорошего, симпатичного парня, который предпочитает кружку пива в компании старых друзей романтическому вечеру с тобой? И сколько еще удастся изображать любовь к мужу, угасающему в клинике, для которого почитать газетную статью интереснее, чем все ваши разговоры? Не раздражай так сильно героя его жена — бесплодная, сварливая, забросившая себя, — не кинулся бы он убивать впервые увиденного им профессора–диссидента. Но ведь это так просто и приятно — найти воплощение всего плохого, что с тобой случилось, и расправиться с ним. Но Йейтс не безжалостен к своим героям. Он не судья. Этих маленьких, запутавшихся людей жалко... Ведь они — это мы.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter