“Калинов мост” еще не отвоеван

Борьба с “зеленым змием” на протяжении последних нескольких десятилетий существенных результатов обществу не принесла, хотя ее напряжение и не ослабевало. Скорее наоборот, приобретения в ней меньше потерь. Только за последнее шестилетие от алкоголя и его суррогатов в республике умерло 16 446 человек. Вновь заговорить о серьезности ситуации заставили массовые отравления спиртосодержащим “пойлом”, случившиеся в конце минувшего года в Гродненской, Витебской и Минской областях. Там на больничных койках с диагнозом “токсический гепатит” оказались 563 пациента, причем 20 из них умерли. Хотя прошлогодняя алкогольная “пошасць” обошла Могилевщину, проблема пьянства и алкоголизма, самогоноварения и реализации “самопальных” спиртных напитков тут не менее остра. Калинов мост, на котором бился с многоглавым змеем сказочный Покатигорошек, еще не отвоеван у “змия зеленого”.

И усугубляется алкогольная проблема, как и на Витебщине, близостью российских границ, прозрачностью пограничных переходов, а значит, возможностью провоза из соседнего государства различной “политуры” типа “максимок” и “кирюш”. Сотрудники милиции общественной безопасности области не менее своих республиканских коллег обеспокоены таким положением дел. Они многое предпринимают для того, чтобы выправить ситуацию. Об этих мерах и их результативности беседа корреспондента “НГ” с заместителем начальника — начальником милиции общественной безопасности и специальной милиции УВД Могилевского облисполкома подполковником милиции Сергеем ИВАНОВЫМ.

— Сергей Борисович, проблема, обозначенная в нашей беседе, не нова. Разрешать ее пробовали способами самыми радикальными — жестким ограничением продажи спиртного и либеральными — реализацией его в любых торговых точках. Но она продолжает существовать. Более того, нередко приходится слышать, что проблема пьянства и алкоголизма усугубляется, особенно в сельской местности. Почему, на ваш взгляд, так происходит?
— Вообще-то алкоголь употребляют практически во всем мире, кроме тех стран, где этого не позволяет религия. И сказать, что по этой части мы впереди планеты всей, нельзя. Однако и мириться с тем, что алкоголизм и пьянство приобретают все большие размеры, тоже невозможно. Ведь они влияют не только на человека персонально, но поскольку он — существо социальное, то и на демографическую ситуацию, общественную атмосферу, соблюдение законности и правопорядка и на прочие стороны нашей жизни.
Конечно, употребление алкоголя есть традиция, установившаяся с давних времен. Но все должно быть в меру. В противном случае, как утверждают медики, это уже болезнь. Однако появляется она вследствие отсутствия воли и здравого смысла.
Почему эти качества у людей ослабевают? Называть можно различные причины. Объективного и субъективного характера. Одна из главнейших — слабость общественного воздействия на людское сознание и бытие. Вспомните совсем недалекие времена, когда любители выпить подвергались такому мощному общественному прессингу, что, прежде чем отдаться пагубной алкогольной страсти, они серьезно задумывались над тем, стоит ли это делать. Ведь можно было лишиться не только работы, но и значительных социальных льгот: очереди на квартиру, т.н. тринадцатой зарплаты, отпуска в летнее время... А еще выдержать публичную кампанию осуждения через стенную печать, товарищеские суды, советы профилактики, женсоветы, общество трезвости и прочие социальные формирования.
Что же теперь? Занятость людей общественно полезным трудом снизилась. А праздность, как известно, — ступенька к различным злоупотреблениям. Общественные формирования зачастую существуют формально. Остался, по сути, один администратор, который может спросить с работника по всей строгости за употребление спиртного в рабочее время. В иное время с проблемой алкоголизма один на один сражаются лишь органы милиции. Но у них, помимо этих обязанностей, еще огромное количество других. И, наверное, на все не хватает сил. Хотя сегодня борьба с пьянством — одна из главнейших задач милиции.
— Однако же милиция не бездействует?
— Самый “больной” аспект алкогольной проблемы — незаконная торговля спиртным и спиртосодержащими изделиями, а также самогоном. Ведь в магазинах твердая государственная цена на спиртное. А у “коммерсантов”, как их называют в народе, особенно если реализуется всяческого рода “бормотуха”, стоимость значительно ниже, чем и привлекает пьяниц. Так вот, чтобы выявить эти “коммерческие” точки, в минувшем году сотрудники милиции области провели более 1300 рейдов и отработок административных участков. Попали, что называется, под протокол, 2892 самогонщика. Из незаконного оборота изъято более 159 тонн спирта и спиртосодержащей жидкости, почти 46 тонн самогона и самогонной браги. Попадались целые мини-заводы по выпуску различной гари.
Например, в Осиповичах в одной из квартир пятиэтажного дома на улице Черняховского в 200-литровых емкостях сотрудники местного райотдела обнаружили 1700 литров самогонной браги. Причем процесс изготовления “бормотухи” был поставлен 47-летним хозяином квартиры так расчетливо, что аппарат практически не простаивал. А лишившись такого количества браги, кустарь-самогонщик, по предварительным подсчетам, понес убытки в размере около 3 млн. рублей. Еще примерно миллиончик заплатит в виде штрафа. Тогда такая практическая “наука” впрок пойдет.
Еще более ощутимые финансовые “потери” понесла жительница Шкловского района. На ее персональном ликеро-водочном заводике обнаружено 28 этикеток водки “Столичная”, 286 винтовых пробок. А о том, какого качества водку собирались здесь изготовить, красноречиво свидетельствует спиртосодержащая жидкость “Бытовая”, находившаяся рядом. Вот за все это суд отмерил шкловчанке 124 млн. рублей штрафа.
— Вы упоминали о том, что раньше в борьбе с пьянством, самогоноварением активно участвовали общественные институты и формирования. Неужели сейчас у милиции нет общественных помощников?
— Помощники, безусловно, есть. Приходит понимание, что в свое время большое дело делали добровольные дружины. Они начинают возрождаться. Теперь в области на охрану правопорядка заступают 700 таких формирований, в состав которых входят 8 тысяч дружинников. Действуют и 83 молодежные дружины.
Практика избрания в населенных пунктах старейшин дала милиции в их лице более 1700 помощников. При отдельном полку патрульно-постовой службы милиции круглосуточно работает “горячая линия”. В прошлом году по ней поступило от граждан 695 сообщений о противоправных деяниях, 153 из которых нашли подтверждение. Однако говорить о массированном общественном наступлении на пьянство поостерегусь.
— Сергей Борисович, поскольку под вашим кураторством находится служба Госавтоинспекции, думаю, будет закономерен вопрос о пьянстве водителей, управляющих транспортными средствами. Тем более что в последнее время в области, да и, судя по сообщениям средств массовой информации, в других регионах республики произошло немало автоаварий с весьма трагическими последствиями...
— Знаете, по статистике в минувшем году количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях уменьшилось по сравнению с 2005-м на 33 человека. Зато ранено на 46 больше. На 18 пьяных водителей прирос и баланс совершивших аварии. Такая ситуация не осталась не замеченной ГАИ, о чем свидетельствует значительно большее количество выявленных за рулем пьяниц — 9169.
Однако у этой картины есть и обратная сторона. К каждому водителю инспектора не приставишь, каждую машину не проверишь, это просто нереально. И позволительно спросить, о чем думают жены, родственники садящихся за руль в подпитии, когда не останавливают их, а, случается, даже садятся рядом.
— Когда разговариваешь с сельчанами, выясняется, что в каждой деревне все знают местных “коммерсантов”, а милиция будто не может их изобличить. Правовой базы не хватает?
— Кстати, и ее тоже. Зачастую идем на ухищрения, чтобы и дело сделать, и людей не обидеть. Ведь закон — не дубина, которой можно беспорядочно размахивать, не заботясь о том, кого заденешь. Для того чтобы изобличить самогонщика или “коммерсанта”, надо иметь абсолютно достоверную информацию о том, что нарушение закона существует. Просто так обыск не проведешь — на это нужна соответствующая санкция. А ее можно получить лишь при наличии абсолютно точной информации. Конечно, используем иногда свои оперативные методы, о которых распространяться не стану. Что же касается якобы осведомленности сельских жителей, то это скорее бравада, чем реальность. Ведь если разобраться, то самогонщики и торгаши спиртным делают свое экономическое благополучие на горе и бедах тех же односельчан. Мужик пристрастился к алкоголю, тащит последнее из дома, а эти “доброжелатели” и в долг дадут, и в любой момент “трубы” остудят. Их не волнует, что может разрушиться семья, недополучат каких-то благ дети. А кто из сельчан пришел к такому “коммерсанту” и повоздействовал на него исходя из их семейных или даже личных интересов? Считают, что это дело милиции. Но даже достоверные сообщения о самогонщиках и торговцах спиртным, несмотря на анонимность, подтверждаются лишь на 22 процента.
Декларация о том, что борьба с пьянством и алкоголизмом, незаконным производством спиртосодержащей продукции — дело общее, пока остается лишь благим пожеланием. Когда она станет реальностью, тогда и результаты этой борьбы будут ощутимее.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter