Например, «Калина красная» Василия Шукшина. Думаю, не каждый взрослый сможет прочитать это драматичное, трагичное произведение без сильных эмоциональных потрясений, а уж тем более восьмиклассник. Я перечитал «Калину красную» трижды, толком не поняв сюжет и главную мысль (а ведь учитель спросит!). Только испытал горькое чувство после гибели главного героя, который пытался начать новую жизнь, да так и не успел. Думаю, эта повесть не рассчитана на подростков, и на каверзные вопросы учителя, не заглядывая в критику, никто толком ничего не сможет ответить. За что весь класс будет «сидеть на двойках», а учитель от наших ответов будет пить корвалол.
Или вот повесть Тургенева «Ася». В ней рассказывается о первой любви. Я очень долго думал, почему Н. Н. так и не женился на Асе, но не понял. Она любит, он любит – где счастливый конец? Чувствую, надо мной и моими одноклассниками нависла грозовая туча, которая принесет немало проблем в виде плохих отметок, испорченных четвертных баллов, а позже и годовых.
Подумал и решил – чтобы разобраться в этих произведениях, нужен жизненный опыт. Ну как я пойму «Асю», если еще ни в кого не влюблялся?
Мы читаем книги, чтобы стать лучше, добрее, глубже понять этот мир и то, что мы когда-то пережили. Но как я осознаю то, с чем никогда не сталкивался?
Артем САВИЦКИЙ, 8-й класс, гимназия № 21, Минск
Ольга Беседина, психолог центра дружественного отношения к подросткам «Вместе» 11-й детской поликлиники Минска:
– По своим мыслительным способностям (анализировать, обобщать и т. д.) пятнадцатилетние ничем не отличаются от взрослых. А жизненного опыта у них действительно нет. Обычно подростки с огромным любопытством читают про чужие истории. И классическая литература – как раз то, что нужно в таком возрасте. И здорово, что она трогает эмоционально. Читая, подросток задается вопросами, над которыми раньше никогда не задумывался. Чтобы понять и осмыслить произведение, как раз и существует урок литературы, сверстники и учитель. Жаль, что сейчас на ту же русскую литературу отводится всего один час в неделю. Этого недостаточно.
У школьника такой подход: нужно приспособиться. Поэтому он берет сокращенный вариант повести или романа, подсматривает «правильные» ответы в интернете, в критике, ведь ему нужна хорошая отметка. Но в жизни все неоднозначно, и правильных ответов на самом деле может быть несколько. Каждый из нас должен искать свой.
Если подросток чего-то не понял в литературном произведении, он может вернуться к нему позже. Главное, что прикоснулся. Я читала «Войну и мир» трижды. В школе мне была интересна любовь в части про мир. Через несколько лет я с интересом наблюдала за стратегией войны, отношениями между странами. А получив психологическое образование, стала обращать внимание на то, какие разные люди, какие непохожие семьи они создают и как все по-разному счастливы.
Главред дает ответ
– Артем, открою тебе секрет, что именно твое письмо стало отправной точкой для нашего спецвыпуска.
Знаешь, я не совсем с тобой согласна, что литературу нужно изучать «по возрасту». Конечно, в 10 лет повесть «Калина красная» Василия Шукшина ребенок не осилит. Но в 14–15 вполне. Да, произведение сложное, драматичное, многогранное по своему творческому воплощению. Тебе было грустно, когда погиб главный герой? Значит, произведение попало в цель. Тебе не безразлична судьба Егора Прогудина, значит, ты пережил ее вместе с ним. Когда будешь постарше, обязательно перечитай это произведение – оно откроется с новой стороны, и на многие жизненные вопросы сможешь найти ответы. В этом как раз и состоит ценность таких книг, к которым возвращаешься через несколько лет и читаешь их совсем по-другому – уже с высоты своего возраста, опыта. И таких книг очень много, но об этом мы поговорим в другой раз.
Ирина СЛОБОДИЧ, «ЗН»