Лучший социальный педагог Минщины: как увидеть и развить в ребенке лучшее

Кактусы тоже цветут

В этом году в Минской области возобновили традицию проведения конкурса профессионального мастерства социальных педагогов. Ведь специальность, которая призвана защищать права детей и помогать им реализоваться в семье и обществе, предупреждать безнадзорность и правонарушения, не менее важна, чем труд математиков, химиков или других учителей-предметников. Лучшей в профессии оказалась социальный педагог средней школы № 18 Борисова — 32-летняя Екатерина Патуло. Корреспонденты «Р» побывали у нее в гостях, чтобы узнать секреты мастерства.

Инструменты Екатерины ПАТУЛО — игра и творчество.

Главное — доверие детей

Коронавирус не мог не внести свои коррективы в организацию детского отдыха при школе. В этом году лагерь с дневным пребыванием собрал на треть меньше ребят, чем прежде. Заявлений родителей на вторую и третью смены пока мало. Переформатирована и работа педагогов. Чтобы минимизировать риск заражения вирусом, с детьми взрослые общаются по четыре часа. В течение дня обязательно предусмотрены измерение температуры, дезобработка рук, ношение масок, соблюдение социальной дистанции. Но что касается программы смены, то она, как и раньше, разноплановая, и в основном на свежем воздухе. Фишка сезона — велосипедные прогулки.

В летнем лагере задачи социального педагога немного другие.

Екатерина Сергеевна тоже продолжает трудиться после окончания учебного года в школьном лагере. Правда, летом ее задачи немного другие — в основном ведет занятия по здоровому образу жизни и правильному питанию. Но своих подопечных — тех, у кого были проблемы в семье, учебе и в социализации, из виду не упускает.

— Многим социальный педагог представляется кем-то вроде школьного инспектора по делам несовершеннолетних, который контролирует, ругает и читает нравоучения, — говорит Екатерина Сергеевна. — Но я стараюсь развенчать этот миф: хочется, чтобы дети чувствовали от меня добро и воспринимали своим доверенным лицом. Мой опыт показывает: если дети мне доверяют, они потом стараются тебя не подвести, и можно рассчитывать на улучшения в поведении, взаимоотношениях, а затем и в учебе.

«Как твои дела?»

18-я борисовская школа, где обучаются около 900 учеников, — обычная среднеобразовательная. Но здесь есть большой опыт работы с особенными детьми. В одном классе обучаются и здоровые дети, и ребята с инвалидностью, в том числе колясочники. 9 учеников из 6 семей сейчас находятся в статусе социально опасного положения. Еще столько же — под профилактическим наблюдением. При этом принцип равенства всех детей, независимо от их статуса или статуса их родителей, для педагогов и учеников неизменен.

Быть собой!

— Наша позиция — не замалчивать проблемы, а открыто о них заявлять, и взаимодействовать с родителями, детьми и всеми заинтересованными, — говорит заместитель директора по воспитательной работе Ольга Вавилова. — Потому что только при таком подходе можно вовремя и эффективно помочь ребенку.

Симптомы того, что в семье что-то не так, видны педагогу невооруженным глазом. Просигнализируют об этом косички, которые давно никто не заплетал, нестиранные штанишки с дырочками, голодные глаза (съев свою порцию школьного обеда, всегда просит добавки), или то, что его родители ни разу не видели учителей.


…Семья с двумя детьми переехала в другой район города. Забрали из прежней школы документы и… пропали. Педагогам это показалось подозрительным, ведь дом потенциальных новичков находился в двух шагах ходьбы от школы. Стали узнавать — и оказалось, неспроста. Родители развелись, а в доме появилось спиртное. Встречи и беседы не дали результата, детей пришлось изъять из семьи. На время. Мать это быстро отрезвило: с алкоголем завязала, и ее не лишили родительских прав. Дети снова обрели семью. И им по-прежнему уделяется много внимания со стороны социального педагога. Екатерина Сергеевна постоянно интересуется у них, как дела, приглашает пообщаться. Таких, как правило, стараются побольше занять в спортивных мероприятиях, содействуют получению путевки в военно-патриотические и другие оздоровительные лагеря.

К слову, для старшеклассников, у которых есть проблемы в социализации, на нынешней смене организовали ремонтную бригаду. Под руководством учителей они восстанавливают парты и стулья, другую ученическую мебель и получают за это полноценную зарплату. Такой вот совместный проект школы и государственной службы занятости, который позволяет школьникам почувствовать себя по-настоящему взрослыми и востребованными.

Дети рисуют себя

На индивидуальные консультации у Екатерины Сергеевны один мальчишка приходил на три часа раньше назначенного времени. Дома с ним почти не общались, а ему остро этого не хватало. Другие ребята, у которых проблемы в отношениях, наоборот, держат свои переживания глубоко внутри, и им открыться взрослому бывает непросто. Тогда Екатерина Сергеевна использует свои любимые психологические инструменты, позволяющие ненавязчиво заглянуть во внутренний мир, — игру и творчество.


Начинается процесс диагностики уже с порога. Предлагает посмотреть на стенд с несколькими яркими смайлами и выбрать наиболее ему симпатичный. Если ребенок уверенно тянется к улыбающемуся — значит, сегодня он на позитиве. Останавливается на безулыбчивом или грустном — значит, эмоциональный тонус снижен.

В копилке любимых методик — метафорические карты, «монстрики чувств» и арт-терапия. Ребенок сам выбирает карту или картинку с определенным изображением, а затем и создает ему своим воображением соответствующее окружение — на бумаге или на словах. По картам часто можно прочесть и внутреннее одиночество, и желание поддержки, и отсутствие взаимопонимания с родителем или учителем.

Самое важное — детям нравится сам процесс общения с социальным педагогом, ведь он напоминает увлекательные занятия. Особенно арт-терапия. Рисует Екатерина Сергеевна с ребятами углем, красками, в том числе пальчиковыми, и под музыку, затем каждый в вольной форме комментирует свое творение.


— Рисование сама люблю с детства — оно раскрывает подсознание, помогает выйти эмоциям, — говорит педагог. — Дети, у которых нарушены взаимоотношения с родителями или сверстниками, часто оставляют на бумаге животных с когтями и зубами — так проявляется внутренняя агрессии. Более гармоничные предпочитают улыбающихся героев с цветами и воздушными шариками. Если нужно более глубоко поработать в выявлении скрытой агрессивности, отличный инструмент — методика «кактус», когда по числу колючек, наличии таких деталей, как горшок, цветок, других растений рядом, можно определить проявленные или подавленные негативные эмоции. В процессе рисования сюжеты меняются по мере высвобождения и проговаривания эмоций. Наблюдала не раз: месяц назад нравились хищники — сегодня на бумаге «белые и пушистые» животные.

А изменения в лучшую сторону — это и есть тот желанный результат, который нужен социальному педагогу.

kozlovskaya@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter