Какой же он белорусский - сыр «Российский»

Беларус  из Подмосковья подарил мне при встрече колбасу «Беларускі смак». Причем название написано именно так, на нашем родном языке. Оказывается, привез мне на пробу как журналисту, связанному с селом. А сам продукт выпускается на Сергиево-Посадском мясокомбинате и на сто процентов реализуется в России. Бренд весьма раскрученный, продукция, по его словам, идет на ура. И стоимость по карману.

Говорят, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Сегодня на российском рынке у нашей молочки, мясных продуктов и консервов  отличная и заслуженная репутация. Ее не могут подкосить даже многочисленные козни Россельхознадзора. Огромный рынок соседней страны был и пока остается основным источником доходов для отечественного агроэкспорта. Нелегко, но держимся в своей завоеванной нише. Были времена, когда сливочное масло приходилось продавать при нулевой рентабельности, однако сохранили свое место под солнцем российских прилавков.

Конечно, определенный экономический смысл в подобной тактике имеется. И все же, помимо неоспоримого рецепта уменьшать издержки и увеличивать добавленную  стоимость, белорусским экспортерам пора учиться новым, современным инструментам зарубежных поставок. Вынужденный демпинг свое отслужил, настал час сдать его в архив. Да, сегодня мы вполне конкурентоспособны с мощными компаниями из Голландии и Новой Зеландии, Франции, Финляндии, других стран. Поэтому многие считают, мол, у нас самое лучшее качество по оптимальной цене. А хорошему товару не нужна  особая реклама и яркие бренды.

Позволю не согласиться. У соседей нашу продукцию определяют одним общим названием «белорусская». Отечественные предприятия, за редким исключением, практически неизвестны. Разве что трактор «Беларус». Но это уже несколько из другой оперы. Между тем российского потребителя уже приучили к брендированному товару. Ему хорошо известно, что «Валио» – финский продукт, торговая марка «Данон» сразу ассоциируется с Францией, грузины яро защищают свой «Сулугуни», а литовцы – «Скиландис».

Еще дальше пошли колумбийские производители кофе. В свое время они подметили, что особой популярностью их товар пользуется именно благодаря стране, из которой происходит. И что же? Они объединились в ассоциацию и начали продвигать важнейший отечественный продукт на мировые рынки, в том числе и российский, единым брендом. Теперь он считается лучшим в стране. На упаковке изображение колумбийца в широкополой шляпе рядом с мулом и надпись «Колумбийский кофе». Как говорится, просто и со вкусом.

Как же на этом фоне выглядим мы? Простите, но весьма невнятно. Пока в основном топчемся на месте. Отправили товар на экспорт, да и ладно. Пользуется популярностью, значит, купят. К сожалению, о будущем, даже ближайшем, не задумываемся. А жаль! Яркие и узнаваемые белорусские бренды позволят сотрудничать с крупными российскими розничными сетями куда активнее.  Да и небольшие в стороне не останутся. А это уже задел и фундамент для более долгосрочных связей. Конкуренты не дремлют, а современный бизнес — дело жесткое. Опоздаешь, уже не догонишь.

И вот такой парадокс… В особом почете на российском рынке наши сыры. Тоже благодаря стране происхождения. Но обратите внимание на их названия: «Российский», «Голландский», «Пошехонский». Кстати, на эти три вида сырной продукции приходится более половины производства отечественных предприятий. Почему и нам не создать ассоциацию, по примеру колумбийцев, с единым брендом. Да и названия пора менять, хотя бы для экспортных поставок. Имидж должен соответствовать товару.

Практика показывает и доказывает, что даже во время финансовых кризисов потребитель остается лоялен к привычным ему торговым маркам. Бренд – это прежде всего доверие покупателей к товару, которое они готовы подтвердить содержимым своих кошельков.

shevko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter