Актриса Елена Дубровская — о «штучном товаре» в кино и своей главной мечте

Какой типаж!

НА ЭКРАНЕ у нее образ веселушки и хохотушки, простой девчонки из соседнего двора. И в жизни Елена Дубровская точно такая же: непосредственная в общении и открыта ко всему новому, как ее героини. Сегодня в фильмографии одной из самых востребованных актрис Беларуси уже более ста ролей — и еще несколько на подходе. Откроем секрет: если все сложится удачно, то уже в следующем году мы увидим Елену в военной драме «По зову сердца» режиссера Игоря Угольникова. Съемки первой серии завершились в июле 2022‑го, к продолжению фильма съемочная группа вернется уже этим летом.

Елена Дубровская: Если серьезно, то сейчас такие актрисы, как я, по-настоящему штучный товар.

— Елена, давайте угадаю: снова играете простую русскую женщину с трудной судьбой?

— Как точно вы определили мой типаж! А если серьезно, то сейчас такие актрисы, как я, по-настоящему штучный товар. В последние годы в России снимается огромное количество патриотических фильмов, и везде нужны натуральные лица. Увы, многие талантливые артистки различными внешними изменениями, в том числе хирургическими, портят себе карьеру — становятся совершенно одинаковыми. Настоящих русских женщин мало, и такие типажи действительно востребованы. Поэтому все чаще слышу: «Лена, главное, не теряйте форму».

— Слышала, что именно из-за этой востребованности и большого количества съемок в России вы совсем недавно ушли из театра им. М. Горького, в котором проработали почти 20 лет.

— Начну с того, что мне захотелось новых горизонтов. Все-таки 20 лет — большой срок. И если раньше я могла совмещать работу в репертуарном театре и при этом много сниматься, ездить на кинофестивали, «жюрить» молодых артистов, то сейчас решила чуть-чуть остановиться и выдохнуть. Вот недавно прилетела из Нижневартовска, где была членом жюри конкурса «Vivat, таланты!». В конце февраля поеду на конкурс в Москву. Спектаклей тоже хватает. Год назад я присоединилась к театральному проекту «ТриТформаТ», который возглавляет актриса Вера Полякова.
В «Вишневом саду» играю роль Шарлотты. В марте покажем эту постановку в Великом Новгороде и Москве, чуть позже запланированы гастроли по Беларуси.
Помимо «Вишневого сада», играю также в «Княжне Мери». Кроме того, я окончила аспирантуру Белорусской государственной академии искусств, написала, но пока не защитила, диссертацию по теме «Музыка и вокал в драматическом театре». Так что даже в научной работе совместила два своих главных увлечения — театр и вокальное искусство.

— С Президентским оркестром продолжаете сотрудничество?

— Конечно! Работаю с ними давно, пела и «Вечную любовь», и «Маленького принца», и «Тучи в голубом»… Это все различные проекты, разовые выступления, посвященные важным государственным праздникам и знаковым датам. Всеми этими выступлениями я искренне горжусь. Потому что каждый выход на сцену в определенном образе — это тоже своего рода маленькая роль, к которой я подхожу очень скрупулезно и ответственно.

— Может, стоит ждать альбом с вашими песнями?

— Раньше, когда много ездила по фестивалям, записывала песни на диски и раздавала поклонникам. А что касается полноценного альбома… Мне все время о нем говорят, но как-то не доходят руки, хотя композиций хватает. Недавно, например Сергей Сухомлин, который работает в том числе над музыкальным оформлением спектаклей проекта «ТриТформаТ», предложил: «Лена, давайте запишем песню. У меня как раз есть для вас подходящая — про актрису». Думаю, в ближайшее время мы все это осуществим.

— В 10 лет вы выходили на сцену театра музкомедии в Минске, играли серьезные роли и даже получали зарплату. Как так получилось?

— Знаете, многие девочки в детстве мечтают стать актрисами. А я, еще учась в школе, играла на профессиональной сцене и совершенно не мечтала быть актрисой — я ею уже была. Хотела быть как мама педагогом и, если повезет, директором школы. А на сцене оказалась совершенно случайно. Наша школа начала сотрудничать с театром музкомедии. Самых талантливых детей задействовали в спектаклях. Мне все это очень понравилось, решила, что хочу связать свою жизнь со сценой. После окончания школы пошла подавать документы в театральный.

— …и не поступили.

Сегодня в фильмографии одной из самых востребованных актрис Беларуси более ста ролей. Еще несколько на подходе.

— До сих пор помню те слезы. Я ведь была подготовлена даже не на сто, на двести процентов! Играла на профессиональной сцене и была уверена, что поступлю без проблем, чуть ли не ногой открою двери в Академию искусств. Более того, когда перед подачей документов я пришла на консультацию, меня сбежались послушать все студенты — мой голос гремел, кажется, во всех аудиториях. Первый тур прошла удачно, а за второй, где нужно было продемонстрировать вокал и танец, поставили неуд... Как? Почему? Чуть позже, проанализировав ситуацию, я поняла, что Лидия Монакова, которая тогда набирала курс, просто не видела меня в своем дипломном спектакле. У нее на курсе были сплошь девочки фотомодельной внешности. Куда мне до них? На следующий год я без проблем поступила к Владимиру Мищанчуку, любимому мастеру, которого студенты просто обожали.

— Но ведь в тот же год вы прошли по конкурсу еще и в ГИТИС. А выбрали Минск. Почему?

— В ГИТИС поступила, во-первых, на платное, а во-вторых, на актрису музыкального театра. Финансово проще, конечно, было остаться дома — в Минске родители, своя квартира. Сейчас я живу на два города. Когда звонят друзья, первым делом спрашивают: «Ты в Минске или в Москве сейчас?» Более того, иногда в Беларуси, когда люди встречают меня на улицах, даже не верят, что я своя: «Ой, а вы у нас на гастролях? Со спектаклем приехали?» Сейчас, освободив себя от репертуарного театра, могу позволить себе провести в Москве чуть больше времени и не бояться каждый раз опоздать на поезд или самолет, потому что у меня вечером спектакль.

— Говорят, одним из первых режиссеров, у которого вы проходили пробы, был Станислав Говорухин. Это так?

— В 2006 году я была на фестивале «Золотой Витязь». И вдруг звонок: «Здравствуйте, вас беспокоит ассистент по актерам съемочной группы Станислава Говорухина. Вы не могли бы подъехать завтра на «Мосфильм» на пробы?» А я как раз находилась в Подмосковье. В общем, приехала на следующий день на киностудию, на меня натянули корсет, вплели в мою косу еще одну косу и отвели к режиссеру. Станислав Сергеевич закурил трубку, посмотрел внимательно: «Мала ты для меня». Это были мои первые пробы. Я подумала: «Скорее всего, не утвердят». И точно: эту роль сыграла Ирина Пегова. Фильм назывался «Пассажирка».

— Но чуть позже все сложилось удачно: на экраны вышел сериал «Широка река», после которого вас начали узнавать, предлагать новые роли.

— Через год после проб у Говорухина история повторилась. Я была на гастролях в Ярославле. И снова звонок: «Елена, это кастинг-директор фильма «Широка река». Хотим вызвать вас на пробы». В назначенный день мы возвращались из Ярославля в Москву на микроавтобусе. И он сломался прямо на трассе! Что делать? У меня же пробы горят! Мой друг, актер Паша Вишняков, успокоил: «Ты должна успеть, давай ловить машину». Поймали попутку, которая довезла меня до Москвы. Макияж пришлось делать в метро, но я успела. Прибежала к месту встречи: «Дайте мне хоть минутку расчесаться!» Через две недели меня пригласили уже на партнерские пробы, а чуть позже утвердили. И снова на роль подружки главной героини, которых я потом сыграла очень много.

— Не расстраивают эти яркие, но все же роли второго плана?

— Конечно, хочется главной роли. Но часто моя роль второго плана запоминается зрителям даже больше, чем главная героиня модельной внешности. Я люблю всех своих персонажей, они веселые, мудрые, всегда находят выход из сложных ситуаций. А еще мне нравятся отрицательные персонажи. Хотя внешне не совсем подхожу на такие роли, но в этом-то и задор. Еще хотелось бы серьезной драматической роли, таких немного в моей фильмографии. Но главная мечта — спеть в кино. Я очень люблю военный материал и считаю, что хорошо пою песни тех лет, для меня это очень трепетная тема.

— Где мы увидим вас в ближайшее время?

— Совсем недавно вышел сериал «Мамкина звездочка», где у меня небольшой эпизод. Кроме того, насколько знаю, уже закончена работа над полнометражным фильмом Александра Котта под рабочим названием «Голем», который снимался в Беларуси. Там тоже небольшая роль. Очень жду сериала «За полчаса до весны» о Владимире Мулявине. Кроме того, сейчас рассматриваю предложение от одной московской антрепризы. Жду, что их будет больше, с удовольствием приняла бы участие в таком эксперименте. А если еще и с песнями — вообще мечта!

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter