Какой импорт «съедает» столица?

Тема импортозамещения находится под пристальным вниманием органов госконтроля Беларуси

Тема импортозамещения находится под пристальным вниманием органов госконтроля Беларуси. «Р» подробно рассказывала о взыскательном и серьезном разговоре об упущениях и просчетах в этом важном деле, который состоялся весной  на заседании коллегии КГК Минской области. Результаты комплексных проверок, направленных на оптимизацию импорта в республику, проанализированы на коллегиях комитетов госконтроля других областей. Чуть позже  ситуацию с импортными закупками и мерами, принимаемыми по их оптимизации и созданию импортозамещающих производств в целом в стране, проанализировала на расширенном заседании коллегия Комитета госконтроля Беларуси. По результатам комплексных проверок правительству, министерствам и концернам предложены конкретные мероприятия, направленные на минимизацию импортных закупок, экономию валютных средств, организацию импортозамещающих производств.

И вот сделан очередной шаг в данном направлении: Комитетом госконтроля отдельно всесторонне изучен вопрос оптимизации импортных закупок и организации импортозамещающих производств на предприятиях города Минска – крупного мегаполиса с высокоразвитой промышленностью, широкой оптовой и розничной торговлей.

В первой половине нынешнего года доля белорусской столицы во внешнеторговом обороте страны составила 40,4 процента. В прошлом году в Минск ввезено товаров почти на 10 миллиардов долларов (на 30,5 процента больше, чем в 2006 году). А вот в первом полугодии нынешнего – уже на 5,53 миллиарда. Этот весьма существенный рост не только столичный, подчеркнул, выступая с докладом на заседании коллегии, начальник Главного управления контроля по г. Минску Иван Романович. Ввозимый импорт зачастую предназначается не только  для Минска, но и для других регионов. И в то же время именно столица «съедает» львиную долю всего поступающего импорта.

Как реагирует на эту тенденцию Мингорисполком? Не лучшим образом. В настоящее время в главном городе страны реализуется только 33 импортозамещающих проекта. А ведь в столице одних организаций без ведомственной подчиненности более 37 тысяч. Реализация импортозамещающих проектов не оказывает существенного влияния на сокращение объема импортируемых в Минск товаров, работ и услуг. В прошлом году предприятия, которые завершили реализацию импортозамещающих проектов, выпустили новой продукции на сумму 63,8 миллиона долларов –  менее 1 процента от годового объема импорта.

На заседании коллегии был продемонстрирован видеофильм, в котором фигурировало немало примеров, когда импортозамещающие проекты реализуются без должной проработки и изучения конъюнктуры рынка. Так, КУП «Минск­хлебпром» организовал производство таких же рулетов и мини-рулетов, которые раньше ввозились в нашу страну из-за рубежа. Однако оказалось, что стоимость отечественных изделий выше стоимости иностранных аналогов. Более того, из-за слабой маркетинговой политики  минские рулеты и мини-рулеты продаются только в половине магазинов белорусской столицы.

У предприятий «Белкоммунмаш», «Городской молочный завод № 3», также реализующих импортозамещающие проекты, свои проблемы. Некоторые комплектующие и другие изделия они все же вынуждены импортировать. Чтобы сократить данный импорт, требуется вовлечение других, как отечественных, так порой и зарубежных промышленных предприятий, производящих такие изделия.

— Сегодня импорт импорту рознь, — резонно заметил руководитель «Белкоммунмаша» Владимир Король. – Недавно во многом благодаря помощи, оказанной нам Мингорисполкомом, состоялось очень значимое событие: мы сделали большой прорыв и заняли новую нишу на рынке. У Мосгор­транса есть серьезные намерения относительно нашей продукции. Так вот, чтобы сделать свою тележку, мы сотрудничали с семью немецкими фирмами. Доля импорта в новой продукции, безусловно, имеется. Но есть и обнадеживающий результат. Дошло до того, что со мной некоторые российские коллеги перестали здороваться. «Вы неправильно, — заявили, — себя ведете: вошли в святая святых – на наши рынки».

Что поделаешь, конкуренция. Но как приятно, когда наши отечественные предприятия, идя по пути импортозамещения, утирают нос своим конкурентам из ближнего и дальнего зарубежья. Побольше бы таких примеров! Увы, их пока явно недостаточно.

Анализ показывает, что основное влияние на рост импорта и его составляющих оказывают субъекты предпринимательской деятельности без ведомственной принадлежности. Именно на эти предприятия приходится наибольший удельный вес импортных товаров в Минске. Организации непромышленного сектора экономики за полгода импортировали продукции на 3,74 миллиарда долларов – в 7,1 раза больше, чем экспортировали.

Практически не видна роль администраций районов Минска в создании импортозамещающих производств. Работа в этом направлении сведена лишь к поиску предприятий, находящихся на их территориях, имеющих наработанные проекты импортозамещения.

Много нареканий на заседании коллегии Комитета госконтроля было высказано в адрес комитета экономики Мингорисполкома и его руководства. Он призван осуществлять регулирование и реализацию на территории белорусской столицы государственной экономической политики. Однако не обеспечивает выполнение должным образом возложенных на него функций, в том числе и по вопросам внешнеэкономической деятельности. Основное внимание комитет экономики сконцентрировал только на анализе статистической информации. Выяснилось, что председатель комитета Наталья Жамойтина лично глубоко не изучала ситуацию с импортозамещением на каком-либо из объектов хозяйствования. А между тем таких объектов для вмешательства более чем достаточно: всего в Минске импортными объектами занимаются 7763 субъекта. Руководители комитета, высказали пожелание члены коллегии КГК, должны находить время и возможность для того, чтобы с целью изучения проблем такого рода бывать на местах, глубоко анализировать все процессы и оперативно и квалифицированно на них воздействовать.

Минскому городскому исполнительному комитету рекомендовано рассмотреть вопрос о работе его комитета экономики по созданию в столице импортозамещающих производств.

Прямая речь

— Импорт напрямую связан с экономической безопасностью государства, — высказался председатель Минского горисполкома Михаил Павлов. — Мы прекрасно это сознаем, а потому предложили создать рабочую группу Комитета госконтроля и Минского горисполкома (это предложение было принято), чтобы заняться крупными импортерами. Посмотреть, кому и для чего они везут зарубежную продукцию.

Часто она реализуется в других регионах страны. Мы ставим вопрос перед органами статистики о том, чтобы импорт регистрировался по месту его применения.

На мой взгляд, очень важную работу проделала коллегия Комитета госконтроля по продвижению белорусских соков. Мы намерены в ближайшее время в горисполкоме рассмотреть этот вопрос и принять действенные меры в данном направлении. Я выступаю за объединение усилий Комитета госконтроля и Минского горисполкома. Сообща мы можем добиться многого.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter